Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Популярнейшую «Тройку» на слова Чуевско- го исполняла на своих концертах великолепная пе вица Надежда Андреевна Обухова: Пыль столбом крутится, вьется, По дороге меж полей Вихрем мчится и несется Тройка борзая коней. Рассказывая о песнях, звоне колокольчиков и тройках нельзя не вспомнить голоса наших зна менитых исполнителей: Н. Обухову, М. Максако ву, В. Левко, И. Архипову, Л. Русланову, Л. Зыки ну, И. Козловского, С. Лемешева, В. Норейку, И. Скобцова, Б. Гмырю, Н. Кондратюка. Стройное звучание хоров... Как видим, русская тройка представляла из себя красочное зрелище, особенно в праздники. Поэт И. С. Никитин в 1855 году пишет стихотво рение «Выезд троечника», в котором муж с востор гом обращает взгляд жены на тройку: «Слышь, жена! Погляди,/ Каковы уздечки! / Вишь, вот мед ный набор /Вот мохры, колечки». Никитин не для красного словца упоминает медный набор. Ямщи ки в старину бывало подбирали из поддужных ко локольчиков гамму, бытовало даже такое понятие, как «ямская гармонь», потому что в правильности подбора их ямская упряжь превращалась в этом случае в настоящий музыкальный инструмент. И далее у него же в стихотворении «Поездка на ху тор» находим: «Мчится тройка, из упряжи рвет с я ,/ Не смолкает бубенчиков звон...», в «Тарасе»: Вот за горкой крутой Колокольчик запел, На горе призатих, Под горой прозвенел. Прозвенел по селу, В чистом поле поет, На широкий простор Душу-сердце зовет. И даже, если здесь поэт не употребляет ключе вого слова «тройка», мы его подразумеваем. Тройка была чисто русским изобретением (три лошади, запряжённые в один экипаж) и вошла в быт лишь в начале XIX века. До этого лошадей зап рягали парами. В конной почтовой русской упряжи колоколь чик подвешивался под дугой. Доподлинно неизве стно, когда и кому пришла в голову идея подце пить на дугу коренника звонкий литой колоколь чик. Приблизительно это случилось в 70-е годы XVIII века. Прусский историк В. Ян в «Истори ческой записке о русской почте» в 1842 году в раз деле «Введение колокольчиков в почтовой езде» писал следующее: «У русских почтовых ямщиков до сих пор не было никакого знака, подобного по чтовому рожку в других государствах, отличаю щему почтарей от прочих кучеров и извозчиков и служащему для ускорения почтовых сообщений. Так как введение почтового рожка в России представ ляло некоторые затруднения, то постановлено было с 1837 года снабдить почтовые повозки коло кольчиками, воспретив употребление их частным возчикам, причем было сделано распоряжение о том, чтобы частные повозки уступали дорогу по чтовым и держались всегда с правой стороны до роги (Закон этот был издан 18 декабря 1836 года.)» (Ганулич, 1990. С. 57-58). Я проснулся и помчался, Мыслью, сердцем был с тобой, И звенел, и заливался Колокольчик почтовой. Было скучно мне и больно, Пыль клубилась предо мной; Грустно слушал я невольно Колокольчик почтовой. Сердце больше не страдает; Но с тех пор ему порой Что-то все напоминает Колокольчик почтовой. А. Амосов. «Колокольчик» Но как только появились первые колокольчи ки, они так полюбились ямщикам, что стали непре менным атрибутом русских троек. Колокольчики стали так широко распространяться, что звук част ных повозок стал сбивать с толку ямщиков почто вых троек. И хоть для частного пользования коло кольчики были запрещены, однако... на Руси на подобные запреты мало кто обращал внимания. И. Даль в «Толковом словаре» к слову «Почта» при водит еще один пример запрета: «Только почте и проезжающим по почте дозволено ехать с колоколь чиком». Упоминает о запрете и В. А. Слепцов, при водя рассказ ямщика: «Исправник это сейчас выс кочил. „Кто такой? —спрашивает. —Как вы може те с колокольчиком ездить ?Нетто не знаете, строго 38 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz