Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА В ПЕСНЯХ, СТИХАХ И МУЗЫКЕ Популярнейшую «Тройку» на слова Чуевско- го исполняла на своих концертах великолепная пе­ вица Надежда Андреевна Обухова: Пыль столбом крутится, вьется, По дороге меж полей Вихрем мчится и несется Тройка борзая коней. Рассказывая о песнях, звоне колокольчиков и тройках нельзя не вспомнить голоса наших зна­ менитых исполнителей: Н. Обухову, М. Максако­ ву, В. Левко, И. Архипову, Л. Русланову, Л. Зыки­ ну, И. Козловского, С. Лемешева, В. Норейку, И. Скобцова, Б. Гмырю, Н. Кондратюка. Стройное звучание хоров... Как видим, русская тройка представляла из себя красочное зрелище, особенно в праздники. Поэт И. С. Никитин в 1855 году пишет стихотво­ рение «Выезд троечника», в котором муж с востор­ гом обращает взгляд жены на тройку: «Слышь, жена! Погляди,/ Каковы уздечки! / Вишь, вот мед­ ный набор /Вот мохры, колечки». Никитин не для красного словца упоминает медный набор. Ямщи­ ки в старину бывало подбирали из поддужных ко­ локольчиков гамму, бытовало даже такое понятие, как «ямская гармонь», потому что в правильности подбора их ямская упряжь превращалась в этом случае в настоящий музыкальный инструмент. И далее у него же в стихотворении «Поездка на ху­ тор» находим: «Мчится тройка, из упряжи рвет­ с я ,/ Не смолкает бубенчиков звон...», в «Тарасе»: Вот за горкой крутой Колокольчик запел, На горе призатих, Под горой прозвенел. Прозвенел по селу, В чистом поле поет, На широкий простор Душу-сердце зовет. И даже, если здесь поэт не употребляет ключе­ вого слова «тройка», мы его подразумеваем. Тройка была чисто русским изобретением (три лошади, запряжённые в один экипаж) и вошла в быт лишь в начале XIX века. До этого лошадей зап­ рягали парами. В конной почтовой русской упряжи колоколь­ чик подвешивался под дугой. Доподлинно неизве­ стно, когда и кому пришла в голову идея подце­ пить на дугу коренника звонкий литой колоколь­ чик. Приблизительно это случилось в 70-е годы XVIII века. Прусский историк В. Ян в «Истори­ ческой записке о русской почте» в 1842 году в раз­ деле «Введение колокольчиков в почтовой езде» писал следующее: «У русских почтовых ямщиков до сих пор не было никакого знака, подобного по­ чтовому рожку в других государствах, отличаю­ щему почтарей от прочих кучеров и извозчиков и служащему для ускорения почтовых сообщений. Так как введение почтового рожка в России представ­ ляло некоторые затруднения, то постановлено было с 1837 года снабдить почтовые повозки коло­ кольчиками, воспретив употребление их частным возчикам, причем было сделано распоряжение о том, чтобы частные повозки уступали дорогу по­ чтовым и держались всегда с правой стороны до­ роги (Закон этот был издан 18 декабря 1836 года.)» (Ганулич, 1990. С. 57-58). Я проснулся и помчался, Мыслью, сердцем был с тобой, И звенел, и заливался Колокольчик почтовой. Было скучно мне и больно, Пыль клубилась предо мной; Грустно слушал я невольно Колокольчик почтовой. Сердце больше не страдает; Но с тех пор ему порой Что-то все напоминает Колокольчик почтовой. А. Амосов. «Колокольчик» Но как только появились первые колокольчи­ ки, они так полюбились ямщикам, что стали непре­ менным атрибутом русских троек. Колокольчики стали так широко распространяться, что звук част­ ных повозок стал сбивать с толку ямщиков почто­ вых троек. И хоть для частного пользования коло­ кольчики были запрещены, однако... на Руси на подобные запреты мало кто обращал внимания. И. Даль в «Толковом словаре» к слову «Почта» при­ водит еще один пример запрета: «Только почте и проезжающим по почте дозволено ехать с колоколь­ чиком». Упоминает о запрете и В. А. Слепцов, при­ водя рассказ ямщика: «Исправник это сейчас выс­ кочил. „Кто такой? —спрашивает. —Как вы може­ те с колокольчиком ездить ?Нетто не знаете, строго 38 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz