Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Жизнь крепостного поэта закончилась траги чески. Он замерз в Верхнем Суксуне, ныне Перм ской области. Подобное часто случалось в бураны, особенно во время переходов по Барабинской и Кулундинской степям. Сохранилась в моем архиве и статья А. Шарца «Однозвучно гремит колокольчик...», некогда на печатанная в журнале «Огонек», в которой указы ваются выписки из документов пермской конвой ной роты, повествующие о том случае: « Лекарь и портомой Сунсунского его сиятельства Павла Демидова заводов доносят: что Ивашка Ивашкин сын Макаркин — старшой ямщик Пермской конвой ной роты, доставленный повелением его благородия Сорокиным, божьей милостью до Суксуна помре. Лекарь Собакин руку приложил. Портомой Тришка палец приложил. Февраля дня 10, года 1852 в день преподобного Трифона Печерского». Адругой документ той же пермской конвойной роты добавляет: «Анфиске Гаврилкиной дочке Ма- карниной отданы пожитки ея сыт Ивашки Иваш кина старшого ямщика Пермской конвойной роты: мешок худой, сапоги худые, две пары исподняго для ношения неспособного, картуз добрый и бумаги с сочинительством». Всего на шесть лет пережил поэта и компози тор Александр Гурилев. Помимо него к стихам Макарова обращались и другие композиторы. В 1858 году в Петербурге романс «Однозвучно гремит колокольчик» издал Колокола. Художник А. Долингвр Константин Сидорович. В 1915-м эти же стихи на музыку положил В. А. Сабинин и издал в Киеве... И все же самой популярной и любимой оста ется песня Александра Гурилева: «Однозвучно гре мит колокольчик». Забыт и автор, и первоначальный текст та лантливого поэта-самоучки, а песня продолжает тревожить наши сердца своей задушевностью. Пер вая строчка песни обозначает звон колокольчика и повторяется затем только в последнем куплете, но вопреки или благодаря этому унылый звон слы шится нам на протяжении всего текста. Вроде бы такая малость —упоминание о колокольчике, а за мени его чем-то другим, и состояние грусти в пес не сразу изменится, станет беднее. Вторая песня, о которой пойдет речь, не менее любима русским народом. Это «Вечерний звон» на стихи Ивана Ивановича Козлова, музыка компо зитора Александра Александровича Алябьева. Трудно отыскать среди русских песен еще одну такую, которая была бы столь же пронзительно близка людям во все времена. Долгие годы «Вечерний звон» считался песней народной. И это неудивительно, ведь многие по лагали, что боль, тоска, надежда, другие затаенные в человеческой душе чувства не могли быть выра жены каким-то отдельным поэтом, даже очень та лантливым. Иван Козлов в те времена благодаря своим многочисленным элегиям, романсам, переводам был хорошо известен. В строке-посвящении он за шифровал имя той, ради которой так глубоко вскрыл свое сердце: «Т. С. Вдмрв-ой», но близким и знакомым поэта не составило большого труда определить эту женщину. Посвящение адресова лось другу семьи Козловых Татьяне Сергеевне Вейдемейровой. Ирина Ракша, рассказывая об этой песне, пи шет: « Иван Иванович слышал, как из комнаты, при крыв дверь, тихо вышла дочь Алина, Александра, Сашенька, сказала Татьяне Сергеевне: „Слава Богу, папа уснул... А какое прекрасное стихотворение он вам посвятил. Я только что записала — „Вечерний звон Однако он не спал. Лишь смежил незрячие гла за. У Казанской зазвонили к вечерне. Он подумал: надо бы пригласить священника, исповедоваться. А х уж эти колокола, этот звон! Он сопровождал его всю жизнь... Почему-то ясно вспомнился другой звон, в тот страшный 1812 год» (Ракша, 1998). 3 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz