Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Жизнь крепостного поэта закончилась траги­ чески. Он замерз в Верхнем Суксуне, ныне Перм­ ской области. Подобное часто случалось в бураны, особенно во время переходов по Барабинской и Кулундинской степям. Сохранилась в моем архиве и статья А. Шарца «Однозвучно гремит колокольчик...», некогда на­ печатанная в журнале «Огонек», в которой указы­ ваются выписки из документов пермской конвой­ ной роты, повествующие о том случае: « Лекарь и портомой Сунсунского его сиятельства Павла Демидова заводов доносят: что Ивашка Ивашкин сын Макаркин — старшой ямщик Пермской конвой­ ной роты, доставленный повелением его благородия Сорокиным, божьей милостью до Суксуна помре. Лекарь Собакин руку приложил. Портомой Тришка палец приложил. Февраля дня 10, года 1852 в день преподобного Трифона Печерского». Адругой документ той же пермской конвойной роты добавляет: «Анфиске Гаврилкиной дочке Ма- карниной отданы пожитки ея сыт Ивашки Иваш­ кина старшого ямщика Пермской конвойной роты: мешок худой, сапоги худые, две пары исподняго для ношения неспособного, картуз добрый и бумаги с сочинительством». Всего на шесть лет пережил поэта и компози­ тор Александр Гурилев. Помимо него к стихам Макарова обращались и другие композиторы. В 1858 году в Петербурге романс «Однозвучно гремит колокольчик» издал Колокола. Художник А. Долингвр Константин Сидорович. В 1915-м эти же стихи на музыку положил В. А. Сабинин и издал в Киеве... И все же самой популярной и любимой оста­ ется песня Александра Гурилева: «Однозвучно гре­ мит колокольчик». Забыт и автор, и первоначальный текст та­ лантливого поэта-самоучки, а песня продолжает тревожить наши сердца своей задушевностью. Пер­ вая строчка песни обозначает звон колокольчика и повторяется затем только в последнем куплете, но вопреки или благодаря этому унылый звон слы­ шится нам на протяжении всего текста. Вроде бы такая малость —упоминание о колокольчике, а за­ мени его чем-то другим, и состояние грусти в пес­ не сразу изменится, станет беднее. Вторая песня, о которой пойдет речь, не менее любима русским народом. Это «Вечерний звон» на стихи Ивана Ивановича Козлова, музыка компо­ зитора Александра Александровича Алябьева. Трудно отыскать среди русских песен еще одну такую, которая была бы столь же пронзительно близка людям во все времена. Долгие годы «Вечерний звон» считался песней народной. И это неудивительно, ведь многие по­ лагали, что боль, тоска, надежда, другие затаенные в человеческой душе чувства не могли быть выра­ жены каким-то отдельным поэтом, даже очень та­ лантливым. Иван Козлов в те времена благодаря своим многочисленным элегиям, романсам, переводам был хорошо известен. В строке-посвящении он за­ шифровал имя той, ради которой так глубоко вскрыл свое сердце: «Т. С. Вдмрв-ой», но близким и знакомым поэта не составило большого труда определить эту женщину. Посвящение адресова­ лось другу семьи Козловых Татьяне Сергеевне Вейдемейровой. Ирина Ракша, рассказывая об этой песне, пи­ шет: « Иван Иванович слышал, как из комнаты, при­ крыв дверь, тихо вышла дочь Алина, Александра, Сашенька, сказала Татьяне Сергеевне: „Слава Богу, папа уснул... А какое прекрасное стихотворение он вам посвятил. Я только что записала — „Вечерний звон Однако он не спал. Лишь смежил незрячие гла­ за. У Казанской зазвонили к вечерне. Он подумал: надо бы пригласить священника, исповедоваться. А х уж эти колокола, этот звон! Он сопровождал его всю жизнь... Почему-то ясно вспомнился другой звон, в тот страшный 1812 год» (Ракша, 1998). 3 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz