Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ юбовь русского народа к колоколь ному звону проявилась не только в стихах и прозе, но в большом коли честве запечатлелась в народных песнях: «Чтой-то звон» —из Воро нежской области, «В городе зво ны» —из Курской, «Слышно было вдалеке» —из Астраханской. Ярешко пишет, что традицион ная система музыки колокольных звонов наиболее близка именно к народной русской песне. «Единство народной песни и колокольных зво нов вытекает из самой сущности этих жанров. Ведь для русских зво нарей народная песня —это музы кальный эталон, духовное начало каждого человека и, конечно же, об разец для подражания. Вот почему трехголосная структура народной песни так органично претворилась в колокольном звоне, с делением ко локольных „голосов“ на зазвонные, альтовые и басовые, где основную тему ведут средние — альтовые, ди апазон которых, как правило, соот ветствует диапазону человеческого голоса» (Ярешко, 1992 С. 45). Но были песни и авторские, лю бимые в народе, в которых обяза тельно упоминался или колоколь ный звон, или звон колокольчиков, например, такие, как «Однозвучно гремит колокольчик» Ивана Мака рова, «Вечерний звон» Ивана Коз лова, «Тройка» Федора Глинки, другие. Заливайся, звени, колокольчик лихой! Пой мне песни свои однозвучные! Убаюканный сладкою тишью ночной, Отгоню я заботы докучные. П.Голов Более 150 лет в России поют песню «Одно звучно гремит колокольчик», которая по-прежне- му остается притягательной и любимой в народе. Секрет, по мнению специалистов, —в редкостном сочетании стихов и музыки. Однажды, просматривая столичные журналы, известный композитор XIX века Александр Льво вич Гурилев наткнулся на стихотворение поэта, крепостного ямщика, Ивана Макарова, в котором нашел удивительно близкие для своего сердца сло ва, так как и сам-то он в недавнем прошлом был крепостным екатерининского вельможи графа Владимира Орлова, получив вольную только пос ле смерти графа. Потому не мог не воспринять пе реживания Макарова и не откликнуться на его горькую печаль. И вот стихотворение в 1853 году обрело ноты, а родившаяся песня —уже собствен ную самостоятельную жизнь. Но если имя композитора было у всех на слу ху, то судьба поэта долгие годы оставалась загад кой для читателей. Иван Макаров родился в 1821 году в имении помещика Александра Всеволожского, родного брата Никиты Всеволожского, друга Александра Пушкина, но, несмотря на увлечение поэзией, ба рин был ярым крепостником и держал своих холо пов в страхе. Однажды, разгневавшись на молодо го Макарова, отправил его в солдаты. А там гра мотного ямщика, что в те времена было исключительной редкостью, повысили в долж ности и сделали старшим ямщиком, сопровождав шим конвой с заключенными до Тюмени или до Томска. Вот на этом тысячекилометровом пути и родилась бессмертная песня «Однозвучно гремит колокольчик». Вот каким был первоначальный текст песни. 37 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz