Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ юбовь русского народа к колоколь­ ному звону проявилась не только в стихах и прозе, но в большом коли­ честве запечатлелась в народных песнях: «Чтой-то звон» —из Воро­ нежской области, «В городе зво­ ны» —из Курской, «Слышно было вдалеке» —из Астраханской. Ярешко пишет, что традицион­ ная система музыки колокольных звонов наиболее близка именно к народной русской песне. «Единство народной песни и колокольных зво­ нов вытекает из самой сущности этих жанров. Ведь для русских зво­ нарей народная песня —это музы­ кальный эталон, духовное начало каждого человека и, конечно же, об­ разец для подражания. Вот почему трехголосная структура народной песни так органично претворилась в колокольном звоне, с делением ко­ локольных „голосов“ на зазвонные, альтовые и басовые, где основную тему ведут средние — альтовые, ди­ апазон которых, как правило, соот­ ветствует диапазону человеческого голоса» (Ярешко, 1992 С. 45). Но были песни и авторские, лю­ бимые в народе, в которых обяза­ тельно упоминался или колоколь­ ный звон, или звон колокольчиков, например, такие, как «Однозвучно гремит колокольчик» Ивана Мака­ рова, «Вечерний звон» Ивана Коз­ лова, «Тройка» Федора Глинки, другие. Заливайся, звени, колокольчик лихой! Пой мне песни свои однозвучные! Убаюканный сладкою тишью ночной, Отгоню я заботы докучные. П.Голов Более 150 лет в России поют песню «Одно­ звучно гремит колокольчик», которая по-прежне- му остается притягательной и любимой в народе. Секрет, по мнению специалистов, —в редкостном сочетании стихов и музыки. Однажды, просматривая столичные журналы, известный композитор XIX века Александр Льво­ вич Гурилев наткнулся на стихотворение поэта, крепостного ямщика, Ивана Макарова, в котором нашел удивительно близкие для своего сердца сло­ ва, так как и сам-то он в недавнем прошлом был крепостным екатерининского вельможи графа Владимира Орлова, получив вольную только пос­ ле смерти графа. Потому не мог не воспринять пе­ реживания Макарова и не откликнуться на его горькую печаль. И вот стихотворение в 1853 году обрело ноты, а родившаяся песня —уже собствен­ ную самостоятельную жизнь. Но если имя композитора было у всех на слу­ ху, то судьба поэта долгие годы оставалась загад­ кой для читателей. Иван Макаров родился в 1821 году в имении помещика Александра Всеволожского, родного брата Никиты Всеволожского, друга Александра Пушкина, но, несмотря на увлечение поэзией, ба­ рин был ярым крепостником и держал своих холо­ пов в страхе. Однажды, разгневавшись на молодо­ го Макарова, отправил его в солдаты. А там гра­ мотного ямщика, что в те времена было исключительной редкостью, повысили в долж­ ности и сделали старшим ямщиком, сопровождав­ шим конвой с заключенными до Тюмени или до Томска. Вот на этом тысячекилометровом пути и родилась бессмертная песня «Однозвучно гремит колокольчик». Вот каким был первоначальный текст песни. 37 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz