Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Как видим, и здесь образ звонаря выписан очень неприглядно. В сатирических песнях есть и такая: Против солнца на востоке Монастырь-келья стоит; Что во этой-то во келейке Монашка живет. Как к обедне зазвонят, Так пойдет чернец в кабак. Свою рясу пропивает, И клобук закладывает... Но и в сказке о лохматом кобеле, и в этой пес не главное не осуждение пьянства. Подобные сказ ки и песни искривляли в народе само представле ние о храме, как об особом месте, где происходит таинственное общение верующих с Богом. Даже, казалось бы, в русской народной песне «Калинка, малинка моя» и то есть нотки пренеб режения к звонарю: ...На меня ли люди зарятся, Пономарь звонит — мешается. Пономарь звонит — мешается, Дьякон в ризах заплетается... А теперь обратимся еще к одной сказке под названием «Каждый день праздник», записан ной А. П. Анисимовым в 1940 году от Т. О. Фила това в селе Ершово, Поимского района Пензен ской области, в которой говорится о том, как в од ном небольшом селе жили поп да барин. Барин у попа всех работников к себе сманил, и через это между ними «косоглазик» произошел, то есть «сер- дитовались» они друг на друга. Ну, и когда барин еще одного работника у попа переманил к себе, потому что барин на рубль боль ше обещал платить и по праздникам отдых давать. Поп, узнав про это, решил барину насолить. Стал он каждый день к обедне звонить. Поп звонит, а работник не работает. Барину надоело смотреть, как его работник отдыхает, и послал он его к попу, узнать на счет праздника: —Поди, спроси попа, какой праздник сегод ня он звонит? Сходил работник к попу, вернулся, барину докладывает: —Поп сказал, что сегодня праздник Всех святых. Но на следующее утро опять к обедне звонят. Опять барин работника к попу посылает. Воротил ся работник, докладывает: —Сегодня праздник —Сорока мучеников. На третий день вновь к обедне звонят. Барин, теряя терпение, опять погнал работника к попу. Пришел работник и спрашивает попа: —Батюшка, а какой праздник нынче? Поп отвечает: —Большой, сегодня праздник Гурия, Сомона и Авива. Работник на ухо туговат был, недослышивал и доложил барину: —Поп говорит, праздник большой —у него бу рей солому свалило... Чем дело у барина с попом кончилось —ни кому не ведомо. Что ж, и в этой сказке прослеживается паро дия на священнослужителя, который ради мести барину использует церковную службу и звон ко локолов в своих личных целях. Как видим из всего выше приведенного, в послереволюционный пери од в жизни народа стали все большое просачивать ся произведения, разоблачающие церковные «чу деса» и хитроумные поповские обманы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz