Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Если б к настоящему времени мы не имели коло­ колов, то, быть может, пришлось бы обращать­ ся к детям для созыва взрослых в храмы при их посредстве. „К чему эти мощные голоса?"... Есть много сокровищ, которые лишь поднять нужно и пригоршней собирать, чтобы ими жизнь свою обогатить „К чему эти могучие голоса?"... К Вы­ сочайшему, ко Всесвятейшему и приглашать дол­ жно настойчивей, сильней. Где дело идет об ох­ ране души всех, там и приглашение должно дос­ тигать слуха всех. На другие собрания можно приглашать чрез вестников, письмами, чрез объявления; во храмы призывает Бог: нужно, что­ бы и призыв напоминал Бога и звуки зова трога­ ли бы сердце. Но какой иной инструмент мог бы выполнять это назначение в том самом объеме, как выполняет его колокол? Звон наших колоко­ лов —единственный в своем роде и ничем другим незаменимый. Уже когда колокола на Западе только еще входили в употребление, язычники Римской империи, почасту слыша звон этих ко­ локолов, говорили: „Глас Божий это; это голос христианского Бога слышен “. И в этом слове их более правды, чем сколько ее кто-нибудь предпо­ лагал бы в нем. Хоть колокольный звон и не мо­ литва, хотя сами колокола и никогда в церкви не бывают: бездушны они, а все-таки они во славу Божию звонят; хотя своим билом, языком они речей весть и не могут, а вести подают. „Земле, земле, земле, —как бы так говорят они, —слыши слово Господе “» (Оловянишников, 2003. С. 366). Находим стихотворение «Благовест» и у Ни­ колая Перовского: «Звонят к заутрене. Давно уж / Не з в о н и л и / Распугивают галок и во р о н / Сияют купола, сверкают шпили,/ Сквозят крес­ ты, как после/ Похорон. / Звонят, звонят... раз­ меренно/ И глухо ,/ Не разобрать — вблизи или вдали/ Плывет, плывет смиренный/ праздник д у х а /за стогнами поруганной земли...» Писал о благовесте и Великий князь Констан­ тин Константинович Романов в стихотворении «Колокола», записанном в Штутгарте в 1887 году и проникнутом ностальгическими чувствами по родине: Несется благовест... —Как грустно и уныло На стороне чужой звучат колокола. Опять припомнился мне край отчизны милой, И прежняя тоска на сердце налегла. Я вижу Север мой с его равниной снежной, И словно слышится мне нашего села Знакомый благовест: и ласково, и нежно С далекой родины гудят колокола. Колокола памяти Художник Валерий Франчук Время службы благовеста определяет и ха­ рактер благовестного звона. Например, к вели­ копостному богослужению звон бывает более медленный, точно убаюкивающий людей, а в большие праздники —продолжительный и ра­ достный. Это можно прочитать у русских поэтов, описывающих приход весны. У А. Н. Майкова: «Весна! Выставляется первая рама —/ И в ком­ нату шум ворвался,/ И благовест ближнего хра­ м а ,/ И говор народа, и шум колеса»1. Такое же приподнятое настроение чувствуется и в стихот­ ворении С. Северного (С. Н. Дурылина): «Звон колокольный гудит ,/ Разливается,/ Зовёт и шу­ мит ,/ Расплывается над сонной слободкой,/Вес­ на спешит,/Возвращается»2. Сколько оптимиз­ ма, патетики! Читая эти строки, хочется жить, творить что-то хорошее, доброе... А у поэта и прозаика Александра Хабарова из Домодедова благовест усталый: «Грянет с неба благовест усталый, / и заплачет ангел за­ поздалый. ..»3 1Майков А.Н. «Весна! Выставляется первая рама». 2Северный С. (Дурылин С.Н.). «Весна». 3Хабаров А. «Свято место пусто не бывает». 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz