Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР их — звонят ли они к горю или радости, —то бла­ годари Бога в глубине души твоей за то, что Он так часто стучится в твое сердце, говоря тебе: „При­ ди ко мне!“Ведь это именно и твердят колокола изо дня в день: „Приди к Богу, приди, приди, ты, бед­ ное, заблудшее дитя, приди к Богу! “Их звуки льют­ ся к тебе с вышины небес, точно так же, как свет, тепло и все хорошее и прекрасное, исходящее от Бога с небес. Потому-то прислушивайся к звону колоколов и помни, что они говорят тебе, тогда звуки эти снизощлют на тебя благословение, будь этот звон к жизни или к смерти». Так начинается замечательная сказка Захария Топелиуса «Колокола», в которой автор дальше рас­ сказывает, что в одной деревне стояла старая цер­ ковь, выложенная из больших камней с изображе­ ниями Девы Марии, младенца Иисуса и двенадца­ ти апостолов. Церковь была настолько старая, что никто не знал, когда она была построена. А возле находилась колокольня, на которой было два коло­ кола: большой и малый. Большой был так же стар, как и сама церковь, и никто не знал, когда он начал звонить. У большого колокола оказалась уди­ вительная история, так как во время большой вой­ ны его опустили на дно озера, чтобы спасти от рук неприятеля. Те, кто опустил колокол, умерли преж­ де, чем в стране наступил мир, потому никто и не мог указать места потопления его. Однако малень­ кая Лиза, дочь церковного сторожа, у которой отец жил на берегу озера, часто забиралась в отцовскую лодку и выезжала ранним воскресным утром на середину озера; тогда-то ей и казалось, что со дна озера до нее доносится колокольный звон. Она рас­ сказывала об этом, но взрослые только улыбались на ее детскую болтовню. Однажды в середине лета Лиза вновь услышала звон, который был яснее, чем когда-либо. И когда отец по ее просьбе выехал с дру­ гими мужчинами на озеро, они действительно на­ шли и вытащили колокол, который ко всеобщей радости и водрузили на старой колокольне, и звон его стал раздаваться еще яснее и звучнее прежнего. У маленького колокола тоже была своя исто­ рия, хотя не такая удивительная. По окончании войны стали посельчане думать, где им на новый колокол для церкви денег взять. И пока мужчины думали, женщины и девушки принялись прясть и ткать, наработав несколько сотен локтей тончай­ шего полотна. Но на него мастер в Стокгольме пред­ ложил им в обмен только обеденный колокол, та­ кой, в какой обыкновенно звонят на кораблях. Но нельзя же было на колокольню повесить обеденный колокол? А в то время в Швеции королевой была Ульрика Элеонора. Дошли до нее слухи о полотне и колоколе, и ей очень захотелось помочь финским женщинам и девушкам. Засадила она своих фрей­ лин прясть и ткать и сама пряла и ткала. И на то, что было соткано и спрядено, королева купила ко­ локол, но он был гораздо меньше большого. Что же касается Лизы, то ее отец по вос­ кресеньям отправлялся на колокольню звонить, а она с ним. Там тихо сядет и смотрит, как тяжелый, громадный колокол начинал раскачиваться: снача­ ла маленькие размахи делал, потом шире, шире, и язык его начинал, как маятник, качаться. И звон стоял на всю округу. Девочка очень любила свои колокола, как толь­ ко можно любить что-либо на свете после Бога и близких. Отец остерегал ее, что, если будешь слушать постоянно колокольный звон, то может оглохнуть. Лиза удивлялась и спрашивала его: «А что такое — оглохнуть?» Отец объяснял, что уши ее тогда пе­ рестанут слышать все звуки на земле, кроме коло­ кольного звона. Лизу это устраивало. То, чего бо­ ялся отец, и произошло. И чем девочка станови­ лась старше, тем тише, казалось ей, становилось все вокруг. Понемногу все звуки, достигавшие ее ушей, Обложка книги Захария Топелиуса «Колокола» 363

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz