Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР их — звонят ли они к горю или радости, —то бла годари Бога в глубине души твоей за то, что Он так часто стучится в твое сердце, говоря тебе: „При ди ко мне!“Ведь это именно и твердят колокола изо дня в день: „Приди к Богу, приди, приди, ты, бед ное, заблудшее дитя, приди к Богу! “Их звуки льют ся к тебе с вышины небес, точно так же, как свет, тепло и все хорошее и прекрасное, исходящее от Бога с небес. Потому-то прислушивайся к звону колоколов и помни, что они говорят тебе, тогда звуки эти снизощлют на тебя благословение, будь этот звон к жизни или к смерти». Так начинается замечательная сказка Захария Топелиуса «Колокола», в которой автор дальше рас сказывает, что в одной деревне стояла старая цер ковь, выложенная из больших камней с изображе ниями Девы Марии, младенца Иисуса и двенадца ти апостолов. Церковь была настолько старая, что никто не знал, когда она была построена. А возле находилась колокольня, на которой было два коло кола: большой и малый. Большой был так же стар, как и сама церковь, и никто не знал, когда он начал звонить. У большого колокола оказалась уди вительная история, так как во время большой вой ны его опустили на дно озера, чтобы спасти от рук неприятеля. Те, кто опустил колокол, умерли преж де, чем в стране наступил мир, потому никто и не мог указать места потопления его. Однако малень кая Лиза, дочь церковного сторожа, у которой отец жил на берегу озера, часто забиралась в отцовскую лодку и выезжала ранним воскресным утром на середину озера; тогда-то ей и казалось, что со дна озера до нее доносится колокольный звон. Она рас сказывала об этом, но взрослые только улыбались на ее детскую болтовню. Однажды в середине лета Лиза вновь услышала звон, который был яснее, чем когда-либо. И когда отец по ее просьбе выехал с дру гими мужчинами на озеро, они действительно на шли и вытащили колокол, который ко всеобщей радости и водрузили на старой колокольне, и звон его стал раздаваться еще яснее и звучнее прежнего. У маленького колокола тоже была своя исто рия, хотя не такая удивительная. По окончании войны стали посельчане думать, где им на новый колокол для церкви денег взять. И пока мужчины думали, женщины и девушки принялись прясть и ткать, наработав несколько сотен локтей тончай шего полотна. Но на него мастер в Стокгольме пред ложил им в обмен только обеденный колокол, та кой, в какой обыкновенно звонят на кораблях. Но нельзя же было на колокольню повесить обеденный колокол? А в то время в Швеции королевой была Ульрика Элеонора. Дошли до нее слухи о полотне и колоколе, и ей очень захотелось помочь финским женщинам и девушкам. Засадила она своих фрей лин прясть и ткать и сама пряла и ткала. И на то, что было соткано и спрядено, королева купила ко локол, но он был гораздо меньше большого. Что же касается Лизы, то ее отец по вос кресеньям отправлялся на колокольню звонить, а она с ним. Там тихо сядет и смотрит, как тяжелый, громадный колокол начинал раскачиваться: снача ла маленькие размахи делал, потом шире, шире, и язык его начинал, как маятник, качаться. И звон стоял на всю округу. Девочка очень любила свои колокола, как толь ко можно любить что-либо на свете после Бога и близких. Отец остерегал ее, что, если будешь слушать постоянно колокольный звон, то может оглохнуть. Лиза удивлялась и спрашивала его: «А что такое — оглохнуть?» Отец объяснял, что уши ее тогда пе рестанут слышать все звуки на земле, кроме коло кольного звона. Лизу это устраивало. То, чего бо ялся отец, и произошло. И чем девочка станови лась старше, тем тише, казалось ей, становилось все вокруг. Понемногу все звуки, достигавшие ее ушей, Обложка книги Захария Топелиуса «Колокола» 363
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz