Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ разбита, клюв раздроблен. Понял юноша, что в ко локол звонил фазан, которого он спас (Сказки на родов мира, 1988. Т.З. С. 191-192). Далее обратимся к сказкам Индры Романы-чай по мотивам цыганского фольклора, правда, с боль шим антирелигиозном душком, но это дела не ме няет. В ее сказке «Божья мозоль» тоже говорится о колоколах, на которые богатые цыгане давали попам деньги, а те говорили им: «— Это в божьей церкви на небе золотые и серебряные колокола зво нят. Несите побольше золота и серебра, сольем из пего колокола для наших церквей, станем в них зво нить, чтоб погромче хвалу богу возносить. За это он все грехи простит тем, кто его уважит. Понесли богатые золото и серебро, взяли его попы себе, — а из меди бедняков колокола слили, начистили их до блеска, как самовары, и начали зво нить...» (Романы-чай, 1963. С. 44). В другой — «Судьба певца» —колокольным звоном открывался цыганский праздник свэнко: «...зазвонили серебряные колокола на высокой баш не, начали люди собираться » (Романы-чай, 1963. С. 286). В этой же сказке есть и другое упомина- Иллюстрация к сказке «Окаменелое государство» Художник Ирина Дельская ние о колоколе, правда, теперь уже в сравнении. У дворцового певца, по прозвищу Грубо Пэр —Тол стое Брюхо, голос был «...громкий, точно большой колокол из чугуна, но пел он не сердцем, а своей ут робой » (Романы-чай, 1963. С. 286). В «Сказках Пака» Ричарда Киплинга Рефор мация так напугала фей, что те решили бежать и не услышали, как «...жестокие Кентерберийские колокола возвещали расправу над новыми и новы ми несчастными мужчинами и женщинами, не мог ли видеть, как самодовольные посланцы короля разъезжали по деревням, раздавая направо-нале во приказы срывать и уничтожать иконы» (Кип линг, 1992. С. 110). У известного писателя Клайва Стейплза Лью иса в сказке «Племянник чародея» в главе «Молот и колокол» рассказывается о том, как дети Поли и Дигори попадают в очень странный город и замок, где видят низкую колонну: «На ней лежал золотой молоток и стояла золотая дужка, с которой сви сал небольшой золотой колокол». На каменной ко лонне дети находят надпись: «Позвонишь —на меня не пеняй,/ бедыразбудишь./ Устоишь — до смерти страдай,/ счастлив не будешь». Дети спорят о том, что же им делать и вот Ди гори «...крепко схватил Поли за руку, отодвинул локтем другую ее руку, дотронулся до молотка и легко ударил в колокол. После этого он выпустил ее, и они уставились друг на друга, не говоря ни слова и тяжело дыша... Ровно через две секунды забыли о своих ссо рах — и вот почему. Звон был очень нежный и не очень громкий; однако он не прекращался и стано вился все громче, и вскоре дети уже не могли гово рить, они не услышали бы друг друга... Когда звон стал таким, что они не могли бы и кричать, сама мелодичность его уже казалась жуткой. И воздух в зале, и каменный пол под ногами дрожали крупной дрожью...» (Льюис, 1992. С. 236). Еще одна сказка о колоколах, которые «...зво нят себе да звонят, эти великолепные, большие, звонкие колокола; их звон провожает мертвых к месту вечного успокоения, а живым напоминает омолитве Всемогущему, дух которого витает под сводами храма и во всей вселенной. Они звонят да звонят, призывая к молитве и миру, к добрым де лам и покаянию; послушай, как ясно раздаются их звуки далеко по воде и земле! Когда ты слышишь 362
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz