Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ разбита, клюв раздроблен. Понял юноша, что в ко­ локол звонил фазан, которого он спас (Сказки на­ родов мира, 1988. Т.З. С. 191-192). Далее обратимся к сказкам Индры Романы-чай по мотивам цыганского фольклора, правда, с боль­ шим антирелигиозном душком, но это дела не ме­ няет. В ее сказке «Божья мозоль» тоже говорится о колоколах, на которые богатые цыгане давали попам деньги, а те говорили им: «— Это в божьей церкви на небе золотые и серебряные колокола зво­ нят. Несите побольше золота и серебра, сольем из пего колокола для наших церквей, станем в них зво­ нить, чтоб погромче хвалу богу возносить. За это он все грехи простит тем, кто его уважит. Понесли богатые золото и серебро, взяли его попы себе, — а из меди бедняков колокола слили, начистили их до блеска, как самовары, и начали зво­ нить...» (Романы-чай, 1963. С. 44). В другой — «Судьба певца» —колокольным звоном открывался цыганский праздник свэнко: «...зазвонили серебряные колокола на высокой баш­ не, начали люди собираться » (Романы-чай, 1963. С. 286). В этой же сказке есть и другое упомина- Иллюстрация к сказке «Окаменелое государство» Художник Ирина Дельская ние о колоколе, правда, теперь уже в сравнении. У дворцового певца, по прозвищу Грубо Пэр —Тол­ стое Брюхо, голос был «...громкий, точно большой колокол из чугуна, но пел он не сердцем, а своей ут ­ робой » (Романы-чай, 1963. С. 286). В «Сказках Пака» Ричарда Киплинга Рефор­ мация так напугала фей, что те решили бежать и не услышали, как «...жестокие Кентерберийские колокола возвещали расправу над новыми и новы­ ми несчастными мужчинами и женщинами, не мог­ ли видеть, как самодовольные посланцы короля разъезжали по деревням, раздавая направо-нале­ во приказы срывать и уничтожать иконы» (Кип­ линг, 1992. С. 110). У известного писателя Клайва Стейплза Лью­ иса в сказке «Племянник чародея» в главе «Молот и колокол» рассказывается о том, как дети Поли и Дигори попадают в очень странный город и замок, где видят низкую колонну: «На ней лежал золотой молоток и стояла золотая дужка, с которой сви­ сал небольшой золотой колокол». На каменной ко­ лонне дети находят надпись: «Позвонишь —на меня не пеняй,/ бедыразбудишь./ Устоишь — до смерти страдай,/ счастлив не будешь». Дети спорят о том, что же им делать и вот Ди­ гори «...крепко схватил Поли за руку, отодвинул локтем другую ее руку, дотронулся до молотка и легко ударил в колокол. После этого он выпустил ее, и они уставились друг на друга, не говоря ни слова и тяжело дыша... Ровно через две секунды забыли о своих ссо­ рах — и вот почему. Звон был очень нежный и не очень громкий; однако он не прекращался и стано­ вился все громче, и вскоре дети уже не могли гово­ рить, они не услышали бы друг друга... Когда звон стал таким, что они не могли бы и кричать, сама мелодичность его уже казалась жуткой. И воздух в зале, и каменный пол под ногами дрожали крупной дрожью...» (Льюис, 1992. С. 236). Еще одна сказка о колоколах, которые «...зво­ нят себе да звонят, эти великолепные, большие, звонкие колокола; их звон провожает мертвых к месту вечного успокоения, а живым напоминает омолитве Всемогущему, дух которого витает под сводами храма и во всей вселенной. Они звонят да звонят, призывая к молитве и миру, к добрым де­ лам и покаянию; послушай, как ясно раздаются их звуки далеко по воде и земле! Когда ты слышишь 362

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz