Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР го я! Ведь есть же мир! Колокол напомнил мне про него. Когда он прозвучал, я вспомнил церковь, вспом­ нил толпу, вспомнил огромную человеческую массу, вспомнил настоящую жизнь. Вот куда нужно уйти от себя и вот где нужно любить. И так любить, как любят дети...» (Оловянишников, 2003. С. 153). У французского поэта Стефана Малларме в стихотворении «Звонарь» героя также будоражат черные мысли о самоубийстве, причем местом это­ го греха он выбирает не что иное, как колокольню и веревку, раскачивающую колокол: Очнулся колокол, и ветер чуть колышет Лаванду и чабрец в рассветном холодке, И молится дитя, и все покоем дышит, А наверху звонарь, с веревкою в руке, Все ждет, когда над ним последний круг опишет Ослепший гомон птиц, —в безвыходной тоске Латинские стихи бормочет и не слышит, Как чуден благовест, плывущий вдалеке. Вот так и я всю ночь во славу Идеала Смолитвою звонил во все колокола, И смутным отзвуком мне отвечала мгла, И стая прошлых бед покоя не давала, Но верь мне, Люцифер, я силы соберу И на веревке той повешусь поутру. Когда колокола из Европы появились в России, за ними, или вместе с ними, появилась и своеоб­ разная колокольная мифология, многочисленные ритуалы, верования, фольклорные сюжеты, отно­ сящиеся к колоколам. А так как в Европе соборы и храмы издревле считались местом ночных оргий ведьм, вампиров и ходячих покойников, то в рус­ ском фольклоре сохранилось немало рассказов и страшных историй о колокольном Мане —мужи- ке-мертвеце, или нечистом духе, который иногда появлялся на колокольнях: «Сидящая, скрюченная фигура в белой шапке, остроконечном, белом или красном колпаке (Волог., Онеж., Тамб.), в золотой шапочке (Костр.) возникает на колокольне в пол­ ночь. На Тамбовщине подобное существо ассоции­ руется с еретиком — это „покойник из колдунов“, греховный человек, которого не принимает земля, обитающий на колокольне. „Мерещущийся“ман, призрак, покойник, по распространенным представлениям, может обитать и на колокольне, и в церкви, и на кладбище. К ним причислялись умер­ шие грешники, которых не принимала мать-сыра- земля, например, колдуны. Вот они и вынуждены были искать себе убежища на ее поверхности. Цер­ ковь, кладбище, святые, насыщенные разнообраз­ ными стами и влияниями пространства, словно бы притягивают к себе существа, наделенные, по по­ верьям, сверхъестественными свойствами, способ­ ностями. По ночам они прятались по углам церк­ вей и колоколен в скрюченных позах с надетыми на голову красными остроконечными колпаками или иными необычными головными уборами. Иногда вели себямирно, выйдя из своихмогил, помогали цер­ ковному сторожу звонить к заутрене, вступали с ним в разговоры, но чаще нападали на людей, за­ бравшихся на колокольню после двенадцати часов ночи позвонить» (Азбука, 2000. С. 259-260). И далее в книге рассказывается, что в Борович- ском уезде Новгородской губернии принято было креститься лишь при третьем ударе колокола: по верованиям крестьян до этого момента на коло­ кольне находится черт, исчезающий оттуда толь­ ко при третьем ударе. А вот в рассказе, записанном на Вологодчине, колокольный ман —это призрак, который появлял­ ся на колокольне ночью и преграждал путь на нее людям. М. Власова приводит такой рассказ: «В нашем селе жил мужичок с дочкой девицею, кото­ рая считалась полудурочкой... Вот он однажды заз­ вал к себе швецов для шитья и починки платья; шили они несколько дней. В один из вечеров швецы начали над девушкой подшучивать и назвали ее трусихой и между прочим сказали, что ей не сходить ночью на колокольню. Она заспорила, что может сходить и даже позвонить... <...> с досады оделась и ушла. Было около половины ночи. Приходит сначала на кладбище, а потом приближается к колокольне, входит на первую лестницу и видит, кто-то там сидит в колпаке —луна отсвечивала. Она думает, либо это ман, а то и покойник, и говорит: „Пусти меня на колокольню". Ман отвечает: „Не пущу“. Она ему с угрозою: ,Д с тебя сорву красный кол­ пак", сдернула с него и побежала домой. Приходит в свою избу и с насмешкою обращается к швецам: „Нате, поглядите, я была на колокольне и сорвала с кого-то красный колпак". Швецы переглянулись между собой и сказали: „Ай да девка, молодец". Вдруг под окномраздается голос: „Отдаймой крас- 359

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz