Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР Лежу — все молчу, подыми — всех заговорю (Дуга и колокольчик). Колокольня нова, колокольня беда, под маков­ кой черно, маковка золота? (Свеча). У царя колокол по всей России. (Сбор рекрутов по звуку церковного колокола). Как существовали колокольчики с запечатлен­ ными на них пословицами, так имеются и с загад­ ками: «КРИЧЮ БЕЗОРЬТА ГОНЮ ВЕСЬ KHVTA УС ЕМЬЩИК» ИЛИ «ДЫР МНОГА А ВЫЛИСТЬ НЕГДЕ: ЧЕДЕСА В РИШЫТЕ». В последней приведена сразу и отгадка. От поговорки недалеко и до скороговорки, ко­ торая развивает чувство языка, способствует пре­ одолению косноязычия, является не только весе­ лой игрой, но и очень полезным и нужным упраж­ нением для исправления плохой дикции не толь­ ко у детей, но и у взрослых. Скороговоркой упраж­ няются актеры и певцы. Когда я обучалась в Нов­ городском культурно-просветительном училище на режиссерском отделении и занималась сцени­ ческой речью, моей любимой скороговоркой была о колпаке и колоколе: «Сшит колпак, да не по-кол- паковски,/ вылит колокол да не по-колоколовски,/ надо колпак переколпаковать/ да перевыколпако- вать,/надо колокол переколоколовать/ да перевы- колоковать». У каждой скороговорки своя игра слов и зву­ ков, подчиненных определенному ритму: «Коваль колокол ковал,/ Ковал и перековывал». Понятно, что скороговорка создана народом не для пустословья, а для специальной тренировки речеобразующего органа, который был бы спосо­ бен воспроизводить все звуки родного языка в сло­ ва. Быстро и четко проговорить скороговорку, что­ бы она стала чистоговоркой, не так легко. В ней со­ знательно нарушен правильный порядок звуков во фразе, что помогает координировать движения ва­ шего речевого аппарата. Предлагаю здесь две ско­ роговорки с ключевым словом «колокол»:« Под го­ рой бугор,/на бугре Егор,/у Егора кол,/на колу ко­ локол» и о пономаре-звонаре: «Ваш пономарь на­ шего пономаря не перепономарит». Было в наших занятиях по сценической речи и упражнение, обеспечивавшее качественное одно­ родное звучание во всех трех регистрах (грудном, среднем, головном). Работая над этим упражнени­ ем, будущий актер добивался незаметных перехо­ дов из регистра в регистр, что достигалось только слаженной работой всех регистров. Колокола В грудном регистре, что за гром: Бум-бом, бум-бом... А в среднем гул на целый дом: Бим-бом, бим-бом... Вот в головном чистейший звон: Динь-дон, динь-дон И все звенит, гудит им в тон: Динь-дон, бум-бом, Динь-дон, бим-бом... Частушки Искрометнее, ярче и удивительнее в народной музыкальной поэзии, чем частушка, пожалуй, не найти. Краткая, точная, цветистая, порой хлесткая или грубовато-задиристая, неожиданная и смелая. Частушка любима в народе, потому ее пели и поют как в селе, так в городе. Даже в нашей современ- Колокольный звон Райфа Батик С. Глебовой 3 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz