Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Существовали загадки, подразумевающие ко­ локольный звон метафорично: Взойду я, взойду на гой-гой-гой, ударю, ударю в цывиль-виль-вилъ. (Колокольня и церковь). Утки крякнут, берега звякнут. (Колокольня и церковь) Взойду я на гой-гой-гой, ударю я в безелюлъ- люлъ-люлъ (или:внелелъ-лелъ-лелъ) —утешу я царя в Москве, короля в Литве, старца в келье, дитя в колыбели. (Колокольня и звон). Выйду на вывой, ударю в гой, гой, — утешу царя в Москве, разбужу короля в Литве, мертвеца в зем­ ле, игуменью в келье, малу дитю в колыбели. (Коло­ кольный звон). Звонко звякнет, утка крякнет, собирайтесь, детки, к одной матке. (Колокольный звон). Лезу, лезу по железу, вылезу на мостик, дерну быка за хвостик, бык заревет, весь народ соберет. (Колокольный звон). Ржет жеребец на перегородье, слышно его го­ лос в Новгороде. (Колокольный звон). Рыкнул вол на семь сел. (Колокольня с колоко­ лами). Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу. (Колокольный звон). Утица кряк, все берега вяк: собирайтесь, де­ тушки, к соборной матушке. (Колокольный звон). У Спасарубят, сюда щепки летят. (Колоколь­ ный звон). На каменной горке воют волки; рыкнул вол на семь сел; живой мертвого бьет, мертвый благим матом кричит, на крик народ бежит. (Звонарь и колокольный звон). Без рук, без ног, а Богу молится. (Очеп —когда звонарь качает колокол). Иногда церковь и звонница с колоколами для сельчан представлялась в таких загадках: Стоит бык на горах о семи головах, ребра сту­ чат, бока говорят. (Колокольня с колоколами). Стоит домина, золотая вершина. (К о ­ локольня). Стоит бык на горах о семи головах, ребра сту­ чат, бока горят. (Колокольня). Стоит домина золота вершина. (Колокольня). Тень-потетенъ, заплету плетень в 77 рядов, выше сел и городов. (Колокольня). Стоит столб: у столба сто кистей, у кистей сто липкое, у липкое сто зубков. (Колокольня). Собирайтесь, ребятки, в деревянную матку. (Церковь). Собирайтесь, детки, в одну клетку. (Церковь). Быкжелезный, хвост конопляный, косы до полу, голос до неба. (Колокол). В церковь других созывает, а сам в ней не быва­ ет. (Колокол). Выду я на гой, гой, гой, и ударю я гой, гой! раз­ бужу царя в Москве, короля — в Литве, старца — в келье, дитю —в колыбели, попа — в терему. (Ко­ локол). В поле-полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро говорит. (Колокол). Голова об шапку —бом! И на всю округу —гром! (Колокол). Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. (Колокол). Живой мертвого бьет, а мертвый вопиёт. (Ко­ локол). Живой мертвого бьет, мертвый благим матом кричит, на крик народ бежит. (Колокол). За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить. (Колокол). Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили; а как вынули — стали бить, чтобы мог говорить. (Колокол). Кричит без языка, поет без горла, радует и бе­ дует, а сердце не чует. (Колокол). Медь дороже серебра: серебро — чертово реб­ ро, а медь Богу служит, царю честь воздает. (Ко­ локол). На каменной горке воют волки. (Колокола). Сидит петух на воротах: косы до полу, голос до неба. (Колокол). Уши есть, а ничего не слышит. (Колокол). У него вся вотчина голосом поет. (Колокола). Хоть нем я и глух, а станешь бить меня, я зак­ ричу. (Колокол). Что с ушами и языком, а ничего не слышит и не понимает? (Колокол). Я — мертв, но живым вещаю о радости и горе, и чем больше бьешь меня, тем громче говорю о Боге. (Колокол). Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол). Язык есть — не говорит, ухо есть — не слышит. (Колокол). Купи, денег не жалей — со мной ехать веселей. (Колокольчик). 352

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz