Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Существовали загадки, подразумевающие ко локольный звон метафорично: Взойду я, взойду на гой-гой-гой, ударю, ударю в цывиль-виль-вилъ. (Колокольня и церковь). Утки крякнут, берега звякнут. (Колокольня и церковь) Взойду я на гой-гой-гой, ударю я в безелюлъ- люлъ-люлъ (или:внелелъ-лелъ-лелъ) —утешу я царя в Москве, короля в Литве, старца в келье, дитя в колыбели. (Колокольня и звон). Выйду на вывой, ударю в гой, гой, — утешу царя в Москве, разбужу короля в Литве, мертвеца в зем ле, игуменью в келье, малу дитю в колыбели. (Коло кольный звон). Звонко звякнет, утка крякнет, собирайтесь, детки, к одной матке. (Колокольный звон). Лезу, лезу по железу, вылезу на мостик, дерну быка за хвостик, бык заревет, весь народ соберет. (Колокольный звон). Ржет жеребец на перегородье, слышно его го лос в Новгороде. (Колокольный звон). Рыкнул вол на семь сел. (Колокольня с колоко лами). Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу. (Колокольный звон). Утица кряк, все берега вяк: собирайтесь, де тушки, к соборной матушке. (Колокольный звон). У Спасарубят, сюда щепки летят. (Колоколь ный звон). На каменной горке воют волки; рыкнул вол на семь сел; живой мертвого бьет, мертвый благим матом кричит, на крик народ бежит. (Звонарь и колокольный звон). Без рук, без ног, а Богу молится. (Очеп —когда звонарь качает колокол). Иногда церковь и звонница с колоколами для сельчан представлялась в таких загадках: Стоит бык на горах о семи головах, ребра сту чат, бока говорят. (Колокольня с колоколами). Стоит домина, золотая вершина. (К о локольня). Стоит бык на горах о семи головах, ребра сту чат, бока горят. (Колокольня). Стоит домина золота вершина. (Колокольня). Тень-потетенъ, заплету плетень в 77 рядов, выше сел и городов. (Колокольня). Стоит столб: у столба сто кистей, у кистей сто липкое, у липкое сто зубков. (Колокольня). Собирайтесь, ребятки, в деревянную матку. (Церковь). Собирайтесь, детки, в одну клетку. (Церковь). Быкжелезный, хвост конопляный, косы до полу, голос до неба. (Колокол). В церковь других созывает, а сам в ней не быва ет. (Колокол). Выду я на гой, гой, гой, и ударю я гой, гой! раз бужу царя в Москве, короля — в Литве, старца — в келье, дитю —в колыбели, попа — в терему. (Ко локол). В поле-полинском стоит дуб веретинской: бока пробиты, ядро говорит. (Колокол). Голова об шапку —бом! И на всю округу —гром! (Колокол). Живой мертвого бьет, мертвый во всю голову ревет. (Колокол). Живой мертвого бьет, а мертвый вопиёт. (Ко локол). Живой мертвого бьет, мертвый благим матом кричит, на крик народ бежит. (Колокол). За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить. (Колокол). Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили; а как вынули — стали бить, чтобы мог говорить. (Колокол). Кричит без языка, поет без горла, радует и бе дует, а сердце не чует. (Колокол). Медь дороже серебра: серебро — чертово реб ро, а медь Богу служит, царю честь воздает. (Ко локол). На каменной горке воют волки. (Колокола). Сидит петух на воротах: косы до полу, голос до неба. (Колокол). Уши есть, а ничего не слышит. (Колокол). У него вся вотчина голосом поет. (Колокола). Хоть нем я и глух, а станешь бить меня, я зак ричу. (Колокол). Что с ушами и языком, а ничего не слышит и не понимает? (Колокол). Я — мертв, но живым вещаю о радости и горе, и чем больше бьешь меня, тем громче говорю о Боге. (Колокол). Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол). Язык есть — не говорит, ухо есть — не слышит. (Колокол). Купи, денег не жалей — со мной ехать веселей. (Колокольчик). 352
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz