Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В фольклоре и древнерусской литературе звон и колокол являлись символами славы и известно сти. Вспомним хотя бы образ звенящей славы, про ходящий через «Слово о полку Игореве»: «Кони ржутъ за Сулою — звенишь слава в Кыеве». Есть пословицы назидательного характера: Поп —за колокол, а мы —за ковш. Поп —со двора, пономари — в колокола. Повыше высокого. Выше Ивана Великого. Пришло счастье, хоть в колокола звони. Про глупого попа не разбить колокола. Помолись сначала, а потом берись за ботало. Пошел-де корову доить (т. е. звонит в два ма ленькие колокола). Пашни меньше, простору больше; избы не кры ты, да звон хорош! Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит. Стояли люди под колоколами (говорили так о тех, кто молву распускал). Старого пономаря не перепономаривать стать. Спасский колокол к дождю заговорил (в селе Спасское Вятской губернии, когда бил колокол при южном ветре, звон его слышался и в Слободском уезде). Слышишь звон, да не знаешь, где он. У Валентина Овечкина в «Районных буднях» в главе «В том же районе»: «— Вот отсюда, това рищ Мартынов, и пошли слухи, что у меня с Кал мыковым дуэль была из-за жены. Слышали люди звон, да не знают откуда он. Сплетнями обросло» (Овечкин, 1987. С. 96-97). О множестве церквей на Москве говорят пого ворки: У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят. У Спаса к обедне звонят, у прихода часы гово рят, по монастырям благовестят. У Бориса Пастернака в цикле «Девятьсот пя тый год» в стихотворении «Детство» вспоминает ся «Звон у Флора и Лавра». В книге «Даниловны» Михаил Иванович Ма каров, старейший прихожанин и звонарь Данило ва монастыря, не просто вспоминает храмы со звон ницами, но и дает характеристики звонам: «Неда ром Москва была так богата колоколами, а коло кольный звон был ее украшением. Звон никому неме шал, никого не раздражал. Напротив, когда моск вич или вообще русский человек слышал во время работы начало благовеста, он благоговейно крес тился и с новой энергией продолжал свою работу. То же было и под утро, при звоне заутрени. Если звон будил человека, не идущего к заутрене, он кре стился, говорил, зевая: „Звонят к заутрене", — по ворачивался на другой бок и опять крепко засыпал смиром на душе. Если предутренний звон будил че ловека, у которого имелось какое-либо дело, он вос принимал это как Божие благословение на работу, вставал, приводил себя в порядок и срадостью при нимался за работу. <...> Когда звоны сливались вместе, получалась ни с чем не сравнимая дивная симфония хвалы Богу. Но порознь больше всех других звонов я любил звон Данилова монастыря, отличавшийся своей особен ной „дикцией". Да, именно дикцией. Большие колокола других звонов тянули: „бом- бом“, или „бам-бам“, или „бум-бум“, или „бэм-бэм“, или даже }Гпям-лям“. В голосе даниловского большо го колокола ясно слышалось слово „звон“. Так по лучалось: „зво-он-звон, зво-он-звон, зво-он-звон“— красивым, наполненным баритональным басом. При Даниловском трезвоне слышалось ничем не заслоняемое, четкое, красивое созвучие трех коло колов: Большого, Полиелейного и Будничного, допол няемое стройной мелодией малых колоколов. Это было великолепно! Вот звонят у Флора и Лавра (храм на Зацепе): колокол побольше Даниловского, весит 821 пуд (я бывал на колокольне у Флора и Лавра и хорошо по мню вес колокола), и бас колокола гуще, бархатнее, а четкости звука против даниловского не хвата ет, а уж о трезвоне и говорить нечего. Вот доносится трезвон Симонова монастыря. Звук несется свободно — монастырь на горе, над Москвой-рекой. Говорят, Большой колокол там ве сит2000 пудов. Красивый бас, а трезвон —как буд то кто-то играет на фортепиано... А всё против Данилова жидковато. Вот звон Вознесения на Серпуховке. Большой колокол, видимо около 500 пудов, баритон. И благо вест, и трезвон слабее Даниловского. Вотзвонят у Воскресения вМонетчиках и у вели комученицы Екатерины на Ордынке. Большие коло кола, наверное по 1000 пудов. Звон примерно такой же, как у Флора и Лавра. Издали можно спутать. Вот слышен трезвон Донского монастыря. Опять по четкости далеко до Даниловского, да и большой колокол пожиже. 349
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz