Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРА ТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Оловянишников рассказал один из послед­ них, а может, и последний слух, когда в 1878 году отливали большой колокол для храма Христа Спасителя. На очередном заседании Комиссии по построй­ ке храма ее председатель московский генерал-гу- бернатор князь В. А. Долгоруков пошутил: надо бы, мол, по древнему московскому обычаю, чтобы ко­ локол звончее был, пустить какой-нибудь слух... И распустил —о том, что барон Б. находится в инте­ ресном положении. Шутка облетела всю Москву, и колокол, весивший 1400 пудов, как известно, ока­ зался очень хорошим. Небылицы в виде надписей появились и на колокольчиках, как залог хорошего литья, напри­ мер: «ВА ВЕСЬ СВЕТЬ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ САЛОМАИ ТУШИЛИ», «ВДОЛЬ УЛИЦЫ ЕХАЛ ПЕТУХ НА КУРИЦЕ» ИЛИ «КУРЫНКА БЫЧКА РАДИЛА А ПРАСЕНАЧИКЪ ЯИЧКА СНЕС», «ПОРА НА­ ШЕМУ ТЕЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ»; «ГОНЮ БЕЗ КНУТА, КРИ­ ЧУ БЕЗ РТА, УХ, ЯМЩИК!»; «ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ, ДЫР МНО­ ГО, А ВЫЛЕЗТИ НЕГДЕ». О том, какой в Москве раздавался звон, если все сорок сороков зазвонят, видно по другим пого­ воркам: На Москве звонят, а в Вологде слышно. Не столько звону, что в Москве и Киеве. В Москве к заутрене звонили, а в Вологде звон слышали. В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко,редко) едят (по дороговизне для кре­ стьян). Хлеба-соли покушать, красного звону (матуш­ ки Москвы) послушать. Не только звону, что в Звенигороде (есть и в Москве). Славится Москва невестами, колоколами да ка­ лачами. В Москву ездили, чтобы хлеба-соли покушать, красного звона послушать. На одном вече, да не одни речи. У В. Личутина в «Расколе» протопоп Аввакум говорит блаженному Феодору: «...Что ты шу­ мишь, как вечевой колокол?» (Личутин, 1996. Кни­ га 2. С. 476). Есть и другие пословицы, созданные народом: Не поглядев в святцы, да бух в колокол. Не в попы, так в звонари. Не пойдешь в звонари, не попадешь и в пономари. Не быв звонарем, не быть и пономарем. Научись сначала, а потом берись за ботало. Ограда выше колокольни, царю из-за бояр не видно. Один звонит, другой перезванивает. Одни колокола поют (то есть не служат). Отзвонил и с колокольни долой. А. С. Пушкин в письме к Бестужеву от 29 июня 1824 года пишет: «Я хотел просто напечатать в „Вестнике Европы“.., что Булгарин не был вправе пользоваться перепискою двух частных лиц, еще живых, без согласия их собственного. Но перекрес­ тясь, предал все забвению. Отзвонил — и с коло­ кольни долой». А еще эта же пословица встречается у Мами- на-Сибиряка в романе «Приваловские миллионы»: «Самой замечательной особенностью Шелехова было то, что стоило ему только раз вырваться с прииска и попасть куда-нибудь в город, — он р а ­ зом спускал все, что копил в течение нескольких лет... — Ну что, отзвонился? — спросит только Василий Назарыч, когдаШелехов, наконец, появит­ ся в его кабинете, с измятым лицом и совсем оп­ лывшими глазами. — Совсем готов, Василий Наза­ рыч... — Оно и на душе легче; —отзвонил — и с ко­ локольни долой. — В лучшем виде, Василий Наза­ рыч; отпустили в чем мать родила » (Мамин-Си­ биряк, 1989. С. 170). У П. И. Мельникова-Печерского «В лесах»: «Венчать в среду можно, —ласково и нежно заго­ ворил Сушило, поглаживая бороду. — Чем скорее, тем лучше: и нам способнее и для вас приятнее. Отзвонил — да с колокольни долой». Для деревенских жителей колокола являлись своего рода часами, что также отразилось в посло­ вицах: Первый звон — пропадай мой сон; другой звон — земной поклон; третий звон — из дому вон! Первый звон — чертям разгон; другой звон — перекрестись; третий звон — облекись (оденься, иди в церковь). Колокольный звон считался на Руси своего рода мерилом праведности и добра. О том, что до­ стойно было высшей оценки и похвалы, говорили: «голос чище звона», «слава, что звон», «рожь чище звона». Так говорили о том, что достойно было высшей оценки и похвалы. 348

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz