Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ «Оранний благовест...» День православного Востока, Святись, святись, великий день, Разлей свой благовест широко И всю Россию им одень! Ф. Тютчев Благовест — торжественный праздничный колокольный звон, совершаемый мерными уда рами языка в оба края одного большого колоко ла, по определению церковного устава. Подоб ным звоном верующие созываются в Божий храм к богослужению. Благовестом этот звон называ ется потому, что приносит людям приятную, доб рую, благую весть о начале богослужения. Бла говест может исполняться как в особый большой Благовестный колокол, с густым, приятным тем бром, так и в один из средних колоколов, в зави симости от значимости службы. Иван Лажечни ков в историческом романе «Ледяной дом» срав нивает благовест с голосом неба, сходящим по лучу месяца... У Владимира Львова в стихотво рении «Возрождение»: «...благовест — возрожде ния знак». А у В. Шишкова в произведении «По молились»: «Ударил колокол. Все вмиг затихли, мужики и бабы... разинув рты, слушали благо вест». Вот и звонят с колокольни, Всенощной чин отслужив... Боже! Как сладко и больно Сердцу узнать, что Ты — жив. О, эти скрепы простые Жизни моей и души: Тихий закат над Россией, Благовест в летней тиши. Николай Переяслов. «Вечер» Александр Чижов пишет, как в 1889 году ду ховный композитор Димитрий Соловьев, побы вав на Валааме, в петербургских «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» напечатал свои путе вые записки, описав в них свое впечатление от ко локольного звона: «Призывно гудит благовестный колокол... Сколько в этом святом звуке чудесного обаяния, духовного озарения, церковной сладости! Какое православное сердце, заслыша этот доро гой звук, не забьется благоговейным трепетом, чья рука не поспешит сложиться в крестное знаме ние? Как он неотразимо влечет к себе: какое ус- Соловецкий звонарь. Фото Л . Романовой покоение, отрезвление, сколько нравственной бод рости и силы вливает он в душу! Нет той немо щи, которая не почувствовала бы силы и укрепле ния, нет того горя и печали, которые не раство рились бы миром и отрадой, нет того уныния, ко торое не искрилось бы надеждой и успокоением при звуках этого священного глагола. Рука злодея, поднятая на страшное преступление, при ударе колокола бессильно опускается и бросает смерто носное орудие...» (Чижов, 2007. С. 39). О Боготайном благовесте пишется в стихот ворении «Светильники добра» поэтесса из Там бова Лидия Перцева пишет: «Колокола звонят окрест/ Нам Боготайный благовест» и далее у нее же в стихотворении «Встреча Патриарха в Оптиной»: «Свет и радость лились в мир неволь но ,/ Благовестом пела колокольня». Благовестят колокола и у русского писателя Федора Досто евского в романе «Униженные и оскорбленные». А колокол, которым благовестят, носит название Благовестник, о котором мы находим сведения в «Никоновской летописи» («Повелением государя Василия Ивановича, Божиею милостию самодер- жавца всея Руси, слит колокол большой благовест- ник...») и в «Летописном своде» («...повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси слит большой колокол благовестник...») (Тост, 2002. С. 174). 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz