Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...» (Ушинский, 1989. С. 7-8). В республике Перу в городе Куско в монасты­ ре Святой Тересы висит самый большой колокол Южной Америки Мария Ангола, вес которого 6 тонн, лет —350, высота —более двух метров. Ле­ генда гласит, что отлит он был из драгоценностей (золота, серебра и бронзы) девушки по имени Ма­ рия Ангола, жених которой на дуэли был убит ее отцом (Вокруг света, 2007. С. 74). В начале 90-х случилось мне прочесть книгу тибетского ламы Т. Лобсанг Рампы «Третий глаз», в которой тот рассказал о сиамских черных кош­ ках, охраняющих драгоценности в тибетских хра­ мах. Если кто-то осмеливался что-то украсть, то одна из кошек, словно тень нападала на вора и вцеплялась ему в руку, не бросит человек драго­ ценность, из темноты вылетает другая и прыгает на шею. Причем когти у этих кошек вдвое длин­ нее, чем у обычных. Кошки обращали в бегство са­ мых лютых бульдогов. Кошек этих нельзя было ни приручить, ни прикормить, настоящие сторожа святых храмов. Рассказ потряс, хотя колоколов в той истории и не было. Но не менее яркой и инте­ ресной оказалась история, написанная в стихах греческим поэтом, лауреатом Нобелевской премии Георгосом Сеферисом «Кошки св. Николая». Со­ бытия, описанные в легенде, происходили на Каво- Гата, где монастырские колокола сыграли немало­ важную роль: ...Ударил корабельный колокол, как будто упала гулко древняя монета давно исчезнувшего государства, будя воспоминанья и преданья. «Как странно, — оборвал молчанье капитан, — но этот колокол сегодня, в рождество, напомнил мне о колоколе монастырском. Историю о нем мне рассказал монах, чудак, мечтатель и немножко не в себе. Так вот, когда-то страшное несчастье постигло этот край. За сорок с лишним лет — ни одного дождя, и остров разорился, и гибли люди, и рождались змеи. Мильоны змей покрыли этот мыс, большие, толще человеческой ноги, и ядовитые. И бедные монахи монастыря святого Николая ни в поле не осмеливались выйти, ни к пастбищам стада свои погнать. От верной гибели спасли их кошки, взращенные и вскормленные ими. Лишь колокол ударит на заре, как кошки выходили за ворота монастыря и устремлялись в бой. Весь день они сражались и на отдых недолгий возвращались лишь тогда, когда к вечерне колокол сзывал, а ночью снова начиналась битва. Рассказывают, это было чудо: калеки — кто без носа, кто без уха, хромые, одноглазые, худые, шерсть клочьями, и все же неустанно по зову колокола шли они сражаться. Так пролетали месяцы и годы. С упорством диким, несмотря на раны, в конце концов они убили змей, однако вскоре умерли и сами, не выдержав смертельной дозы яда. Исчезли, как корабль в морской пучине, бесследно... Так держать ...Могло ли быть иначе, коль день и ночь им приходилось пить пропитанную ядом кровь врага. Из поколенья в поколенье яд...» «... держать /» — откликнулся, как эхо, рулевой. К легенде о колоколах можно отнести и тай­ ные звоны, происходившие в испанском городе Ве- лилья. В сплаве того колокола церкви святого Николая растворены будто бы тридцать сереб­ ряников, один из которых принадлежал Иуде. Колокол этот считался безошибочным предска­ зателем. Каждый раз принимаясь звонить сам по себе, он предсказывал Испании разные бедствия: в 1527 году —войну с Францией, в 1558-м —смерть короля Карла V, эпидемию чумы — в 1564-м, в 1568-м —смерть наследного принца дона Карлоса, в 1598-м —кончину Филиппа II. Овеяна древними легендами и Колокольная гора, Джебель-Накуг, которая высится на берегу Красного моря. Когда человек взбирается на ее вер­ шину, песок под ногами начинает «стонать». Мест­ ные жители считают, что в недрах горы спрятан мо­ настырь, звук колоколов которого иногда и проби­ вается на поверхность (Я познаюмир, 2001. С. 443). 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz