Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ на камне, поставленном в память этого события на вечевой площади...» (Ушинский, 1989. С. 7-8). В республике Перу в городе Куско в монасты ре Святой Тересы висит самый большой колокол Южной Америки Мария Ангола, вес которого 6 тонн, лет —350, высота —более двух метров. Ле генда гласит, что отлит он был из драгоценностей (золота, серебра и бронзы) девушки по имени Ма рия Ангола, жених которой на дуэли был убит ее отцом (Вокруг света, 2007. С. 74). В начале 90-х случилось мне прочесть книгу тибетского ламы Т. Лобсанг Рампы «Третий глаз», в которой тот рассказал о сиамских черных кош ках, охраняющих драгоценности в тибетских хра мах. Если кто-то осмеливался что-то украсть, то одна из кошек, словно тень нападала на вора и вцеплялась ему в руку, не бросит человек драго ценность, из темноты вылетает другая и прыгает на шею. Причем когти у этих кошек вдвое длин нее, чем у обычных. Кошки обращали в бегство са мых лютых бульдогов. Кошек этих нельзя было ни приручить, ни прикормить, настоящие сторожа святых храмов. Рассказ потряс, хотя колоколов в той истории и не было. Но не менее яркой и инте ресной оказалась история, написанная в стихах греческим поэтом, лауреатом Нобелевской премии Георгосом Сеферисом «Кошки св. Николая». Со бытия, описанные в легенде, происходили на Каво- Гата, где монастырские колокола сыграли немало важную роль: ...Ударил корабельный колокол, как будто упала гулко древняя монета давно исчезнувшего государства, будя воспоминанья и преданья. «Как странно, — оборвал молчанье капитан, — но этот колокол сегодня, в рождество, напомнил мне о колоколе монастырском. Историю о нем мне рассказал монах, чудак, мечтатель и немножко не в себе. Так вот, когда-то страшное несчастье постигло этот край. За сорок с лишним лет — ни одного дождя, и остров разорился, и гибли люди, и рождались змеи. Мильоны змей покрыли этот мыс, большие, толще человеческой ноги, и ядовитые. И бедные монахи монастыря святого Николая ни в поле не осмеливались выйти, ни к пастбищам стада свои погнать. От верной гибели спасли их кошки, взращенные и вскормленные ими. Лишь колокол ударит на заре, как кошки выходили за ворота монастыря и устремлялись в бой. Весь день они сражались и на отдых недолгий возвращались лишь тогда, когда к вечерне колокол сзывал, а ночью снова начиналась битва. Рассказывают, это было чудо: калеки — кто без носа, кто без уха, хромые, одноглазые, худые, шерсть клочьями, и все же неустанно по зову колокола шли они сражаться. Так пролетали месяцы и годы. С упорством диким, несмотря на раны, в конце концов они убили змей, однако вскоре умерли и сами, не выдержав смертельной дозы яда. Исчезли, как корабль в морской пучине, бесследно... Так держать ...Могло ли быть иначе, коль день и ночь им приходилось пить пропитанную ядом кровь врага. Из поколенья в поколенье яд...» «... держать /» — откликнулся, как эхо, рулевой. К легенде о колоколах можно отнести и тай ные звоны, происходившие в испанском городе Ве- лилья. В сплаве того колокола церкви святого Николая растворены будто бы тридцать сереб ряников, один из которых принадлежал Иуде. Колокол этот считался безошибочным предска зателем. Каждый раз принимаясь звонить сам по себе, он предсказывал Испании разные бедствия: в 1527 году —войну с Францией, в 1558-м —смерть короля Карла V, эпидемию чумы — в 1564-м, в 1568-м —смерть наследного принца дона Карлоса, в 1598-м —кончину Филиппа II. Овеяна древними легендами и Колокольная гора, Джебель-Накуг, которая высится на берегу Красного моря. Когда человек взбирается на ее вер шину, песок под ногами начинает «стонать». Мест ные жители считают, что в недрах горы спрятан мо настырь, звук колоколов которого иногда и проби вается на поверхность (Я познаюмир, 2001. С. 443). 344
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz