Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР лять противнику, более сотни колоколов. Они и по сей день звонят в Германии. В этом заключался глу бинный смысл: не отдать святыню Кенигсберга — колокол, значит —сохранить дух древнего города. Во время войны, когда немцы бомбили города Англии, они заметили, что ни одна бомба не попа ла на Оксфордский городской собор, звонящий в колокола. И тогда в «СС» принялись тщательно изучать магические свойства колоколов, которые, как оказалось, были источниками мистической за щиты от авиации. В Кенигсберге на 100-метровой —самой вы сокой башне Королевского замка также висели колокола, вывезенные из Киева еще в Первую мировую войну. И когда в августе 1944 года в ре зультате англо-американской бомбардировки за мок все же пострадал, кое-кто из «СС» обвинил киевские колокола Кенигсберга в якобы совер шенном «предательстве». Будто бы те не выпол нили функций защиты от авиации, как это сде лали колокола Оксфорда. И вот б апреля 1945 года в один из моментов трехдневного штурма самая высокая башня замка с колоколами из Киева, единственная из всех ба шен замка, была поражена с востока. Впоследствии ее назвали «органом войны», так как в ветреную погоду башня «выла». И если ве рить, что колокола обладают магией защиты и име ют «душу», то вполне возможно, что киевские ко локола, как настоящие герои, вызвали огонь на себя (Маленькие легенды Королевской горы. Киевские ко локола). Существовали свои колокольные легенды и в странах Запада. При осаде города Санса в 615 году, заметив наступление неприятеля, епископ Людовик при казал звонить в колокола. Звон оказался настоль ко силен, что враги бросились бежать, приняв его за ангельский глас. Нашлась еще одна похожая ле генда или та же самая, только на другой лад. В 615 году армия короля франков осадила бургундский город Санею. Защитники города страдали без про довольствия и воды, силы были на исходе, и тогда епископ Лупус зазвонил в колокол. Звон оказался таким грозным и страшным, что атакующие испу гались и бросились бежать. В 650-м при осаде города Орлеана Клотарием теперь уже епископ Луп велел звонить в соборный колокол, звон которого врагами был также принят за ангельский глас. Представление о звоне колоколов как о небес ном «голосе ангелов» сохранялось на Западе вплоть до настоящего времени, например, в Ита лии, считающейся многими исследователями ро диной колоколов. Интересен и рассказ К. Ушинского «Слепая лошадь», в котором говорится о том, как слепая лошадь по кличке Догони-Ветер, которую хозяин выгнал за ворота, долгое время простояла на од ном месте, не зная и не видя, куда идти, но голод заставил её искать пищу. В Винете, как и во всех старинных славянских городах, жители города управлялись вече. На пло щади, где вече собиралось, на четырёх столбах ви сел большой вечевой колокол, по звону которого народ и собирался. Позвонить в этот колокол мог любой, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Но никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа может не поздоровиться. Слепая, глухая, голодная лошадь бродила в поисках пищи и слу чайно набрела на столбы, на которых висел ко локол. Думая, что схватит пучок соломы, лошадь схватила зубами верёвку, привязанную к языку колокола, и стала дёргать за нее. Веревка раскача ла язык, и колокол зазвонил, да так сильно, что народ, несмотря на то, что было ещё рано, толпами сбежался на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Горожане Венеты пре красно знали Догони-Ветра, знали, что он спас сво ему хозяину жизнь, знали, и обещание хозяина за ботиться об увеченной лошади, потому были удив лены увидев его посреди площади голодного и дро жащего от стужи. Акогда выяснили, что богач Усе дом выгнал спасшую ему жизнь слепую лошадь из дома, то единодушно решили, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол. И «потребовали на площадь неблагодарного купца; не смотря на его оправдания, приказали ему содер жать лошадь по-прежнему и кормить до самой её смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а сам приговор выбили 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz