Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР лять противнику, более сотни колоколов. Они и по сей день звонят в Германии. В этом заключался глу­ бинный смысл: не отдать святыню Кенигсберга — колокол, значит —сохранить дух древнего города. Во время войны, когда немцы бомбили города Англии, они заметили, что ни одна бомба не попа­ ла на Оксфордский городской собор, звонящий в колокола. И тогда в «СС» принялись тщательно изучать магические свойства колоколов, которые, как оказалось, были источниками мистической за­ щиты от авиации. В Кенигсберге на 100-метровой —самой вы­ сокой башне Королевского замка также висели колокола, вывезенные из Киева еще в Первую мировую войну. И когда в августе 1944 года в ре­ зультате англо-американской бомбардировки за­ мок все же пострадал, кое-кто из «СС» обвинил киевские колокола Кенигсберга в якобы совер­ шенном «предательстве». Будто бы те не выпол­ нили функций защиты от авиации, как это сде­ лали колокола Оксфорда. И вот б апреля 1945 года в один из моментов трехдневного штурма самая высокая башня замка с колоколами из Киева, единственная из всех ба­ шен замка, была поражена с востока. Впоследствии ее назвали «органом войны», так как в ветреную погоду башня «выла». И если ве­ рить, что колокола обладают магией защиты и име­ ют «душу», то вполне возможно, что киевские ко­ локола, как настоящие герои, вызвали огонь на себя (Маленькие легенды Королевской горы. Киевские ко­ локола). Существовали свои колокольные легенды и в странах Запада. При осаде города Санса в 615 году, заметив наступление неприятеля, епископ Людовик при­ казал звонить в колокола. Звон оказался настоль­ ко силен, что враги бросились бежать, приняв его за ангельский глас. Нашлась еще одна похожая ле­ генда или та же самая, только на другой лад. В 615 году армия короля франков осадила бургундский город Санею. Защитники города страдали без про­ довольствия и воды, силы были на исходе, и тогда епископ Лупус зазвонил в колокол. Звон оказался таким грозным и страшным, что атакующие испу­ гались и бросились бежать. В 650-м при осаде города Орлеана Клотарием теперь уже епископ Луп велел звонить в соборный колокол, звон которого врагами был также принят за ангельский глас. Представление о звоне колоколов как о небес­ ном «голосе ангелов» сохранялось на Западе вплоть до настоящего времени, например, в Ита­ лии, считающейся многими исследователями ро­ диной колоколов. Интересен и рассказ К. Ушинского «Слепая лошадь», в котором говорится о том, как слепая лошадь по кличке Догони-Ветер, которую хозяин выгнал за ворота, долгое время простояла на од­ ном месте, не зная и не видя, куда идти, но голод заставил её искать пищу. В Винете, как и во всех старинных славянских городах, жители города управлялись вече. На пло­ щади, где вече собиралось, на четырёх столбах ви­ сел большой вечевой колокол, по звону которого народ и собирался. Позвонить в этот колокол мог любой, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Но никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа может не поздоровиться. Слепая, глухая, голодная лошадь бродила в поисках пищи и слу­ чайно набрела на столбы, на которых висел ко­ локол. Думая, что схватит пучок соломы, лошадь схватила зубами верёвку, привязанную к языку колокола, и стала дёргать за нее. Веревка раскача­ ла язык, и колокол зазвонил, да так сильно, что народ, несмотря на то, что было ещё рано, толпами сбежался на площадь, желая знать, кто так громко требует его суда и защиты. Горожане Венеты пре­ красно знали Догони-Ветра, знали, что он спас сво­ ему хозяину жизнь, знали, и обещание хозяина за­ ботиться об увеченной лошади, потому были удив­ лены увидев его посреди площади голодного и дро­ жащего от стужи. Акогда выяснили, что богач Усе­ дом выгнал спасшую ему жизнь слепую лошадь из дома, то единодушно решили, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол. И «потребовали на площадь неблагодарного купца; не­ смотря на его оправдания, приказали ему содер­ жать лошадь по-прежнему и кормить до самой её смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а сам приговор выбили 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz