Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР татарская помочь давно были все поставлены на ноги. Колокол снимали оттай, при плотно закрытых воротах, увязав и опутав вервием. Он качнулся, вздрогнул, тяжко вздохнул из глубины нутра, и за­ мирающий звон в последний раз прозвучал над при­ тихшею Волгой и замолк далеко, в дали дальней, за Отрочеммонастырем. Передавали потом, что и жи­ тели прогородных, за Тверцою, слобод слыхали mom последний звон, последний вздох своего великого ко­ локола. Гигантское литое тело кренилось, опорные бревна потрескивали, словно тросник. Малиновые от натугиратники, кучно грудились и, наступая на ноги друг другу, едва удержали его на весу, медленно опус­ кая долу. И вот он лег на снег — впервые за полвека с лишним жизни своей. В бревенчатую волокушу зап­ рягли целый табун татарских коней, колокол укры­ ли попонами, увязали вервием. Калита глядел из оконца верхних сеней, не по­ нимая еще, почему медлят кмети. В сени заглянул боярин, свой, московский, Добрыня Редегин. Разво­ дя руками, сокрушенно молвил: — Нельзя, княже! Народ в улицах, не пущают! До ночи б потерпеть! Калита гневно нахмурил чело. Однако, скрепив сердце, промолчал. Подумал, медленно склонил голову: — Пожди до ночи!» (Балашов, 1998. С.383-386). А вот Адель Алексеева, рассказывает, как звон колокола спас монастырское добро. «Священник вешняковской церкви рассказывал про дьячка, который служил тут, на Девичьем. Мо­ розной декабрьской ночью дьячок спал в своей сто­ рожке, и вдруг почудилось ему, что кто-то стучит в окно, велит благовестить. Будто кто толкнул его в бок: вставай! Вскочил он и увидел, как люди въез­ жают в монастырь на лошадях. „Недобро сие“, — понял старик и давай бить в колокол. Царь Петр пировал тогда на Пречистенке. Услыхав колокол, догадался он про стрелецкий заговор и поскакал кмо­ настырю. Стучит в ворота —не открывают. «Ло­ май!» —кричит. Открыли, а там все порушено, об­ раза, ризы собраны в вороха. Услыхали воры-раз­ бойники набат и, не успев покласть добро на лоша­ дей, умчались. Петр, осмотрев все, заметил, что на полу, на снегу накапано много воску, приказал: схва­ тить всех, кто попадется в кафтане, залитом вос­ ком! Привели множество людей, и среди них зоркий глаз Петра отличал виноватых от невинных... Умен, велик Петр Алексеевич, да только ведь и он не Бог — обошлось ли тогда без оплошек?..» (Алек­ сеева, 1998). Существует легенда о колоколе-вещуне, суще­ ствовавшем некогда то ли в Киеве, то ли в Черни­ гове, то ли еще в каком месте. И говорится в ней, что однажды этот колокол среди ночи стал оглу­ шительно звонить сам по себе. Прибежали люди к колокольне, звонаря не видят и поняли, что коло­ кол звонит не просто так, нужно ждать вражеского набега. Князь этого места с дружиной в отъезде был. Заперли горожане ворота и стали ждать вра­ га, но проходит день, другой, третий, а врагов нет, колокол же не перестает, звонит и звонит. Хотели уж его разбить, думая, что это колдовская сила уп­ равляет им, не иначе, да в это время вернулся князь. Рассказали люди ему о странном звоне, и князь велел им колокол не трогать. Поднял дружину, снова в путь отправился, в дороге и наткнулся на отряд татар, шедший город разорять. Началась сеча, и разбили ратники супостатов-разбойников, ни один живым не ушел. Поняли люди, что их всех колокол спас, поклонились ему и назвали Вещу­ ном, а затем всегда очень внимательно прислуши­ вались ко всем звонам его. Интересно было узнать и о Столбовском мире —соглашении, подписанном между Россией и Швецией 23 февраля 1617 года. Россия по согла­ шению отдавала Швеции Ивангород. Ям, Копорье и Орешек были отрезаны от Балтики, путь в Фин­ ляндию с востока ей перекрывался Ладогой, а гра­ ница на Карельском перешейке пролегала по реке Сестре. С территориальными потерями Россия смирилась, но проявила неожиданное упорство в возвращении ей колоколов, увезенных шведами. В годы Смуты Россию могла спасти только вера и колокола, которые должны были вновь занять свои места на колокольнях и церквях. Было договоре­ но, что шведы вернут все колокола, захваченные до 20 ноября 1616 года, за исключением только тех, что новгородцы добровольно передали шведам в счет выплаты жалованья солдатам. Также Швеция обязывалась вернуть колокола, похищенные сол­ датами перед передачей Новгорода России. Толь­ ко вот «Колокольная» шаланда Делагарди, на ко­ торой должны были в Россию вернуться колоко­ ла, затонула. (Смирнов, 2002. С. 83-86). В небольшой книжице «Вятский след на Мур- мане» Владимир Сорокажердьев рассказывает ис­ 341

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz