Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР татарская помочь давно были все поставлены на ноги. Колокол снимали оттай, при плотно закрытых воротах, увязав и опутав вервием. Он качнулся, вздрогнул, тяжко вздохнул из глубины нутра, и за мирающий звон в последний раз прозвучал над при тихшею Волгой и замолк далеко, в дали дальней, за Отрочеммонастырем. Передавали потом, что и жи тели прогородных, за Тверцою, слобод слыхали mom последний звон, последний вздох своего великого ко локола. Гигантское литое тело кренилось, опорные бревна потрескивали, словно тросник. Малиновые от натугиратники, кучно грудились и, наступая на ноги друг другу, едва удержали его на весу, медленно опус кая долу. И вот он лег на снег — впервые за полвека с лишним жизни своей. В бревенчатую волокушу зап рягли целый табун татарских коней, колокол укры ли попонами, увязали вервием. Калита глядел из оконца верхних сеней, не по нимая еще, почему медлят кмети. В сени заглянул боярин, свой, московский, Добрыня Редегин. Разво дя руками, сокрушенно молвил: — Нельзя, княже! Народ в улицах, не пущают! До ночи б потерпеть! Калита гневно нахмурил чело. Однако, скрепив сердце, промолчал. Подумал, медленно склонил голову: — Пожди до ночи!» (Балашов, 1998. С.383-386). А вот Адель Алексеева, рассказывает, как звон колокола спас монастырское добро. «Священник вешняковской церкви рассказывал про дьячка, который служил тут, на Девичьем. Мо розной декабрьской ночью дьячок спал в своей сто рожке, и вдруг почудилось ему, что кто-то стучит в окно, велит благовестить. Будто кто толкнул его в бок: вставай! Вскочил он и увидел, как люди въез жают в монастырь на лошадях. „Недобро сие“, — понял старик и давай бить в колокол. Царь Петр пировал тогда на Пречистенке. Услыхав колокол, догадался он про стрелецкий заговор и поскакал кмо настырю. Стучит в ворота —не открывают. «Ло май!» —кричит. Открыли, а там все порушено, об раза, ризы собраны в вороха. Услыхали воры-раз бойники набат и, не успев покласть добро на лоша дей, умчались. Петр, осмотрев все, заметил, что на полу, на снегу накапано много воску, приказал: схва тить всех, кто попадется в кафтане, залитом вос ком! Привели множество людей, и среди них зоркий глаз Петра отличал виноватых от невинных... Умен, велик Петр Алексеевич, да только ведь и он не Бог — обошлось ли тогда без оплошек?..» (Алек сеева, 1998). Существует легенда о колоколе-вещуне, суще ствовавшем некогда то ли в Киеве, то ли в Черни гове, то ли еще в каком месте. И говорится в ней, что однажды этот колокол среди ночи стал оглу шительно звонить сам по себе. Прибежали люди к колокольне, звонаря не видят и поняли, что коло кол звонит не просто так, нужно ждать вражеского набега. Князь этого места с дружиной в отъезде был. Заперли горожане ворота и стали ждать вра га, но проходит день, другой, третий, а врагов нет, колокол же не перестает, звонит и звонит. Хотели уж его разбить, думая, что это колдовская сила уп равляет им, не иначе, да в это время вернулся князь. Рассказали люди ему о странном звоне, и князь велел им колокол не трогать. Поднял дружину, снова в путь отправился, в дороге и наткнулся на отряд татар, шедший город разорять. Началась сеча, и разбили ратники супостатов-разбойников, ни один живым не ушел. Поняли люди, что их всех колокол спас, поклонились ему и назвали Вещу ном, а затем всегда очень внимательно прислуши вались ко всем звонам его. Интересно было узнать и о Столбовском мире —соглашении, подписанном между Россией и Швецией 23 февраля 1617 года. Россия по согла шению отдавала Швеции Ивангород. Ям, Копорье и Орешек были отрезаны от Балтики, путь в Фин ляндию с востока ей перекрывался Ладогой, а гра ница на Карельском перешейке пролегала по реке Сестре. С территориальными потерями Россия смирилась, но проявила неожиданное упорство в возвращении ей колоколов, увезенных шведами. В годы Смуты Россию могла спасти только вера и колокола, которые должны были вновь занять свои места на колокольнях и церквях. Было договоре но, что шведы вернут все колокола, захваченные до 20 ноября 1616 года, за исключением только тех, что новгородцы добровольно передали шведам в счет выплаты жалованья солдатам. Также Швеция обязывалась вернуть колокола, похищенные сол датами перед передачей Новгорода России. Толь ко вот «Колокольная» шаланда Делагарди, на ко торой должны были в Россию вернуться колоко ла, затонула. (Смирнов, 2002. С. 83-86). В небольшой книжице «Вятский след на Мур- мане» Владимир Сорокажердьев рассказывает ис 341
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz