Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР свои преподносили и колокола в том числе: Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович, Петр I... И каждый не хотел быть ску­ пее прежнего, потому колокола Святогорского мо­ настыря по праву и считались гордостью обители. Однако особое место среди колоколов занимал ко­ локол, появившийся на колокольне в середине XVII столетия, отлитый в 1753 году по заказу тог­ дашнего настоятеля монастыря игумена Иннокен­ тия на московском литейном заводе Данилы Тю- ленева. Колокол и сам по себе внушительный и вес его —151 пуд, но не это главное было в нем. Отли­ чался он от своих собратьев необыкновенно кра­ сивым звоном, который услышать можно было за 20-25 верст. А о том, откуда у этого колокола ока­ зался такой звучный голос, в народе сложилась целая история. Теперь никто не скажет правда то или вымысел, однако, как говорится, дыма без огня —не бывает. Может, история на самом деле и приключилась. По легенде происходило все так. Когда масте­ ра-литейщики завода Данилы Тюленева только приступили к отливке колокола для Святогорско­ го монастыря, нагрянула ревизия. А в те времена с ревизией шутки плохи —чуть что не так, можешь и на каторгу по Сибирскому тракту загреметь. А литейщикам было бояться чего. Они ребята ушлые —с серебром дело имели, которое для звуч­ ности да особой мелодичности в колокола добав­ лялось. Чтобы на том серебре поживиться, с каж­ дой плавки часть оставляли себе, да только спря­ танное добро с завода вынести не успели, ну и ре­ шили, что дороже собственная голова, нежели ме­ талл. И почти все припрятанное серебро бросили в уже подготовленный сплав для колокола Свято­ горского монастыря, тем самым надежно спрятав следы своего преступления. Вот каким путем по­ явился на Руси один из самых редчайших колоко­ лов. Сам Александр Сергеевич Пушкин слушал чудный звон его, а в Светлую Пасху даже на коло­ кольню взбирался позвонить. О псковском колоколе существует и другая легенда. Когда после погромов и убийств в Новго­ роде Иван Грозный въезжал во Псков, на колоколь­ не Кремля прозвучал удар большого колокола, сильно испугавший коня царя. Конь так шарахнул­ ся в сторону, что чуть не сбросил с себя державно­ го седока. Грозный в ярости приказал сорвать ко­ локол и наказать его. Когда колокол притащили на лобное место, и палач со всей силы ударил по нему огромным топором, верхняя часть колокола тут и обагрилась кровью, которая каплями стала вниз стекать. Толпа в ужасе отхлынула, царь замер. Конь попятился, Иван Грозный отъехав от лобного мес­ та, понял —это знамение ему, чтобы прекратила литься людская кровь. После этого события дол­ гое время молился в соборе, отмаливая грехи (Ярешко, 1992. С. 34). А в Белозерске, в пасхальную ночь, когда сто­ рож Макарий звонил в колокол, на востоке увидел он огненный столп и услышал крик: «Макарий, иди на запад». Перестал звонить Макарий и пошел сле­ дом за тем столпом. Шел пока столп не остановил­ ся посреди озера Вярасярь. И тут столп говорит ему: «Здесь нужно построить церковь». Измерил Макарий глубину озера, и в одном месте мель на­ шел. Здесь церковь и нужно было строить. Но, что­ бы воду выпустить, в горе нужно было прорыть сток, чем три года Макарий и занимался, а церковь все же выстроил. Привоз тверского колокола в Москву при правлении Ивана Калиты 339

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz