Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР свои преподносили и колокола в том числе: Борис Годунов, Михаил Федорович Романов, Алексей Михайлович, Петр I... И каждый не хотел быть ску пее прежнего, потому колокола Святогорского мо настыря по праву и считались гордостью обители. Однако особое место среди колоколов занимал ко локол, появившийся на колокольне в середине XVII столетия, отлитый в 1753 году по заказу тог дашнего настоятеля монастыря игумена Иннокен тия на московском литейном заводе Данилы Тю- ленева. Колокол и сам по себе внушительный и вес его —151 пуд, но не это главное было в нем. Отли чался он от своих собратьев необыкновенно кра сивым звоном, который услышать можно было за 20-25 верст. А о том, откуда у этого колокола ока зался такой звучный голос, в народе сложилась целая история. Теперь никто не скажет правда то или вымысел, однако, как говорится, дыма без огня —не бывает. Может, история на самом деле и приключилась. По легенде происходило все так. Когда масте ра-литейщики завода Данилы Тюленева только приступили к отливке колокола для Святогорско го монастыря, нагрянула ревизия. А в те времена с ревизией шутки плохи —чуть что не так, можешь и на каторгу по Сибирскому тракту загреметь. А литейщикам было бояться чего. Они ребята ушлые —с серебром дело имели, которое для звуч ности да особой мелодичности в колокола добав лялось. Чтобы на том серебре поживиться, с каж дой плавки часть оставляли себе, да только спря танное добро с завода вынести не успели, ну и ре шили, что дороже собственная голова, нежели ме талл. И почти все припрятанное серебро бросили в уже подготовленный сплав для колокола Свято горского монастыря, тем самым надежно спрятав следы своего преступления. Вот каким путем по явился на Руси один из самых редчайших колоко лов. Сам Александр Сергеевич Пушкин слушал чудный звон его, а в Светлую Пасху даже на коло кольню взбирался позвонить. О псковском колоколе существует и другая легенда. Когда после погромов и убийств в Новго роде Иван Грозный въезжал во Псков, на колоколь не Кремля прозвучал удар большого колокола, сильно испугавший коня царя. Конь так шарахнул ся в сторону, что чуть не сбросил с себя державно го седока. Грозный в ярости приказал сорвать ко локол и наказать его. Когда колокол притащили на лобное место, и палач со всей силы ударил по нему огромным топором, верхняя часть колокола тут и обагрилась кровью, которая каплями стала вниз стекать. Толпа в ужасе отхлынула, царь замер. Конь попятился, Иван Грозный отъехав от лобного мес та, понял —это знамение ему, чтобы прекратила литься людская кровь. После этого события дол гое время молился в соборе, отмаливая грехи (Ярешко, 1992. С. 34). А в Белозерске, в пасхальную ночь, когда сто рож Макарий звонил в колокол, на востоке увидел он огненный столп и услышал крик: «Макарий, иди на запад». Перестал звонить Макарий и пошел сле дом за тем столпом. Шел пока столп не остановил ся посреди озера Вярасярь. И тут столп говорит ему: «Здесь нужно построить церковь». Измерил Макарий глубину озера, и в одном месте мель на шел. Здесь церковь и нужно было строить. Но, что бы воду выпустить, в горе нужно было прорыть сток, чем три года Макарий и занимался, а церковь все же выстроил. Привоз тверского колокола в Москву при правлении Ивана Калиты 339
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz