Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР волшебный праздник на Руси —Новый год. Рань ше на нем звучали поздравительные песни следу ющего плана: ...Бог явил нам радости много. Золотая в рай доро... Золотая в рай доро... С лишним тысячу пудов Слили колокол на Саров. Слили колокол на Саров. Колокол звонко глас являет Богомольца сподивляет. Богомольца сподивляет... И сегодня в поздравительных открытках можно прочесть: «Динь-дон!/ Дин-дон!/ Радос тный несется звон.../Праздник мчится/Полным ходом —/ С Новым годом!/ С Новым годом!» И радостно становится на душе от такого звучания, и выводят детишки голосисто припев из ново годней песенки «Саночки», так точно и на самом деле начинаешь слышать музыку маленьких ко локольчиков и бубенчиков на бегущей тройке праздничных лошадей, везущих детям подарки: «Динь! Д и н ь ! / Динь -дилинь !/ Синими лесами / Едут, едут ,/ динь-дилинь,/ Сани с бубенцами » (Энциклопедия, 1996. С. 165). А у лауреата Но белевской премии В. В. Набокова воспоминания о санях с бубенцами вызвали совершенно не ожиданную ассоциацию: «Саней нет, как нет; бубенчики их —лишь раковинный звон крови у ме ня в ушах» (Набоков, 1989. С. 411). После новогодних праздников приходит Рож дество, а с ним —святочные вечера, колядки, и на чинают звучать колядочные песни в том числе и такого содержания: ...Надо Ваню женить. Где невесту брать? Посередь села: Там Настя хороша. Башмашница. Чулошница. Она ходит, семенит, Колокольчиком звенит. Эта песня имеет название «У дядюшки во дво ре стоит дров костер» и была записана в селе Шос- тье Касимовского района Рязанской области. «Колокольные» игры Интересно, что за последнее десятилетие в раз ных статьях и сборниках удалось обнаружить не малое количество «колокольных» игр, тема кото рых достойна целой главы. Например, нашлась жеребьёвочная сговорка, такие Русь знала великое множество. Жеребьёв ки существовали самые разные, например, под брасывали вверх монету («орел» или «решка»), угадывали, что в кулаке, разыгрывали мяч и так далее, но эти жеребьёвки не были оформлены в слова, нам же интересна жеребьевка с ключевым словом «колокол», в которой трусости и нерасто ропности противопоставлена смелость и удаль ство: «Цепи рвать или колокол ломать?». Произ неся ее, дети начинали игру. Любима многими ребятами игра в жмурки с ко локольчиком. Имеет она еще одно название «Чу- рилки». По считалке дети выбирают двух водящих. Один становится жмуркой, и ему завязывают гла за. Второму дают колокольчик, и он должен убе гать от жмурки, постоянно звеня. Ребята водят хоровод и поют: «Трынцы-брын- цы, бубенцы,/ Позолочены концы./ Кто во бубенцы играет,/Того жмурка не поймает» или: «Колоколь- цы-бубенцы,/ Раззвонились, удальцы:/ Диги-диги- диги-дон,/ Отгодай, откуда звон?» После этих слов трижды поворачивают жмурку кругом, и он начинает ловить того, у кого колоколь чик. Водящие не должны выходить за пределы кру га, поэтому остальные ребята постоянно держатся за руки. Жмурка после того, как поймает убегаю щего, становится в круг, а пойманный начинает иг рать роль жмурки, выбрав себе из круга пару. Еще одна игра, записанная Е. А. Покровским, называется «Звонок», где-то уже повторяющая при веденную выше. Составляется круг или замкнутая цепь из играющих; входят двое —один со звонком (колокольчиком), другой —со жгутом. Последне му завязывают глаза, и он старается по звонку ко локольчика настигнуть своего противника, ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим расхо диться далеко (Покровский, 1994. С. 206). Что может познать ребенок в этой игре? На верно, прежде всего, игра развивает в детях слух, 333
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz