Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Приходили вол-хари, Приносили бол-хари, Ирод ты Ирод, Чего ты родился, Чего не хрестился, Я царь — Ка-стинкин, Маладенца люблю, Тебе голову срублю! Плешкин хватает черного Ирода за горло, уда­ ряет мечом по шее, и Ирод падает, как мешок. Драп машет над ним домиком. Васька подает царю Кас- тинкину розу. Зола говорит скороговоркой: — Издох царь Ирод поганой смертью, а мы Хри­ ста славим-носим, у хозяев ничего не просим, а чего накладут — не бросим!» (Шмелев, 2001. С. 221). Как уже писалось выше, важно представить здесь не только народное творчество, запечатлев­ шее колокола и колокольный звон, но и авторское, обогащенное опытом народа и трансформирован­ ное в современном изложении, как было у Писа- хова, Шмелева, других. Валентин Васильевич Ковалив также приводит приговорку: «Девки мимо, бабы к нам, девки мимо, бабы к нам!» (Ковалив, 2003. С. 84). В Великом Новгороде свои приговорки. На­ пример, в Зверином монастыре колокола тонень­ ко выводили: «К нам, к нам, сиротам. К нам, к нам, сиротам», а из Антониева им басовито отвечали: «Будем, будем, не забудем». Далее предлагаю читателю колокольный звон, описанный в стихотворении Ю. В. Пухначева «За­ гадка звучащего металла», в котором, как и в выше предложенных, явно слышится колокольный звон (Прозорова, 2000. С. 28): Были — будем, были — будем! Слабому —силу добудем, Сильному —волю добудем, Вольному — славу добудем! Сильный в пути не устанет, До неба и звезд он достанет, Все это праздником будет, Все это праздником станет! Все, что загадано, — будет! Ветер знамен не остудит. Павших народ не забудет, Счастье навек он добудет! Счастье навек — счастье для всех! Были —будем, были — будем! На этих примерах видно, как народная фольк­ лорная основа колокольного звона входит в твор­ чество современных авторов. Обратимся к стихот­ ворению Елены Липатовой с казалось бы совер­ шенно неколокольным названием «Перевод с ве­ лосипедного», в котором колокольный звон слы­ шится почти в каждой строчке: Динь! —Вперед! Динь-динь! —Назад! Динь-ди-лень — Я очень рад! Лень-динь-динь!!! — Лечу в овраг!!! Дзет...— Не выберусь никак... Дили-дили! — Красота! Дзили-дзили! — Быстрота! И ещё раз: Дзинь-ди-лень-е! — Просто так, для настроенья! Использовал этот прием в своем малоизвест­ ном киносценарии «Обезьяна и колокол» и Юрий Тынянов. У него скоморох по-своему передразни­ вает звон колоколов: «Трусы — турусы!/ Да что это?Да кто это?/ Чм!/Глум!/Гибель!Гиль!/Пам- ва Берында!/ Било! Клепало!/ Правило келейно,/ елейно!/ Асалмы, каноны,/ поклоны. / Боредома, кондаки!/ Чин!/Две деньги,/ Три ден ьги / Мних!/ Сон!/ Чох!/ Глум!/ Ум!» (Тынянов, 1989). Написала свою песню в подражание колоколь­ ному звону и Ольга Арефьева с группой «Ковчег» и назвала ее «Бом, колокол, бом»: Бом, колокол, бом Я —это не я, Ты —это не ты, Мы ныне чисты, Хоть и любой —свинья. Мы ныне чисты, Мы ныне просты, А раньше летали Только поджав хвосты. Бом, колокол, бом, Лбом колокол, лбом. Бом, колокол, бом, Лбом колокол, бом... И как же может обойтись без звучания коло­ колов и колокольчиков самый сказочный, самый 332

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz