Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

Колокола храма Дмитрия Прилуцкого в г. Оленегорске Мурманской области Фото Н. Большаковой И когда звонили все колокола — колокольный звонразворачивал неслыханные крылья над окрест­ ными степями: И-ван! И-ван! Степан! Мартемьян! Мишки да Гришки, Тришки да Аришки. — У меня там есть колокольный брат,— ска­ зал однажды Леле Мишка-солдатик. — Он так и звонит: —Мишка! Ми-шка! —Как это так — колокольный брат? — А так — очень просто. Он — это вроде я. Только я как человек живу, а он — как колокольчик. —А у меня там есть кто-нибудь? —Не знаю, —сомневался солдатик. —Ужболь­ но ты мала. И тут как раз зазвонили «во все». Огромные крылья колокольного звона раскинулись над степью. Леля стояла и слушала, и ей казалось, что она слышит, как выговаривает ее имя колокольный бра­ тишка: —Леля-Лелесъ! Леля-Лелесь! —Да нет, вряд ли, — сомневался солдатик. — Мала ты еще. Солдатик был, конечно, не прав. Потому что у каждого человека, который живет на земле, есть свой колокольный брат. Надо только при­ слушаться — обязательно услышишь, как зовет он тебя». И еще одна речевка (Русское народно-поэти- чекое творчество против церкви и религии, 1961. С. 109): В церкви три колокола звонят; Один тоненько звонит: —Винца бы мне, винца бы мне. Второй погуще: —Кому платить, кому платить? Третий самый большой гудит: —Мужичкам, мужичкам. Иван Шмелев, посвятивший в своей повести «Лето Господнее» многие строки колокольному звону, рассказывает о том, как они в детстве на Рождество ставили представление о злодеяниях Ирода. И в этом его рассказе тоже присутствует речевка, произносимая хором и напоминающая ко­ локольный звон: «Приходили вол-хи, Приносили бол-хи, КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР 3 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz