Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ —А разве...— от волнения боец не договорил. — В свой час ударишь в набат. — И по всем можно? —Как прорвем немецкую оборону, пойдем — играй на всех, как сумеешь. Спасибенко шлепнул ладонью по большому ко­ локолу, и тот издал тихий, певучий стон, похожий на стон спящего. —Плачет. — Пальцы будущего звонаря шарили по его поверхности, ощупывали.— Божественные фигуры чую... Спасибенко нравились затея ротного, и своя роль звонаря, и вообще наступление под колоколь­ ный звон, это как в древности на Руси при наше­ ствии иноземцев на города и крепости. Такое он видел даже в оперных театрах, в постановках о стародавних событиях. Язык большого колокола прикреплен хомутами к толстому железному штырю, штырь пронзал настил и снизу привинчен гайкой и контргайкой; языки остальных поменьше скованы сдвоенной же­ лезной полосой. Какой торжественной казалась земля с высо­ ты! Редкие белесые тучки проносились над всем, и, казалось, падает в обратную сторону колокольня» (Ноздрин, 1984. С. 118). И вот оно - наступление нашей армии под зву­ ки колокола: «— До-о-онн, до-о-онн, до-о-он...» — катились волны торжественно-призывного наба­ та. Так волна за волной образуют в море удары при­ боя о скалистые берега. Батченко и Мечтайло смотрели от своего НП на белесую звонницу, она четко отпечаталась на фоне потемневших лесов, с которых взрывной воз­ дух сорвал снежное одеяние. Оба пропустили мо­ мент начала атаки. Жарко ли стало бойцам от бега или этот на­ бат подхлестнул их,- не останавливаясь, снимали шинели, и вот уже из первой цепи они крылато по­ летели на колючую проволоку, через них перекаты­ вались живые тела в сугробистые наносы между рядами колючих сплетений. Соловков наблюдал из окопов Никольского, захваченный вещим звоном колокола. Спасибенко бил нечасто, как бьют в набат при пожаре, в его звоне звучало что-то иное: тревога и торжество, тревога и призыв — До-о-онн, до-о-онн, до-онн...» (Ноздрин, 1984. С. 122). В строках стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт» (1838) «...отзывмыслей благородных,/Зву­ чал, как колокол на башне вечевой / Во дни тор­ жеств и бед народных». Пишет о колоколах войны и писатель Юрий Сергеев в русском романе «Княжий остров», в ро­ мане о духовных странствований героев, о приоб­ щении их к «чистой силе», своему роду, являюще­ муся в романе также религией, об укоренении их в православной вере. Потому и колокола здесь выг­ лядят не иллюстрацией, они живые со своим «гус­ тым могучим голосом войны»: «<... > Стоит опустевший монастырь под вет­ рами и грозами, пробираем морозами, вырваны из колоколов языки с мясом, а тела расплавлены, выс­ тлан путь к миру и ладу горем, улит слезами горю­ чими, усеян костьми безвинными погубленных чад силой страшной... (Сергеев, 2004. С. 173) <... > Тонким слухом своим постигает Любомуд­ ра вековой благовест колоколов на церквах бесчис­ ленных Руси... Храмы порушены, огни в них поту­ шены, сняты и переплавлены колокола в бюсты но­ вых кровавых кумиров, но голоса их остались на зем­ ле, напиталось небо звуками за века, вся Земля ок­ ружена хоралом голосов их, силой плача божест­ венного, гармонией целящей. Гудят колокола побе­ Пробитый и посеченный пулями колокол Борисоглебской церкви Мурманской области Фото Я. Смирновой 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz