Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ —А разве...— от волнения боец не договорил. — В свой час ударишь в набат. — И по всем можно? —Как прорвем немецкую оборону, пойдем — играй на всех, как сумеешь. Спасибенко шлепнул ладонью по большому ко локолу, и тот издал тихий, певучий стон, похожий на стон спящего. —Плачет. — Пальцы будущего звонаря шарили по его поверхности, ощупывали.— Божественные фигуры чую... Спасибенко нравились затея ротного, и своя роль звонаря, и вообще наступление под колоколь ный звон, это как в древности на Руси при наше ствии иноземцев на города и крепости. Такое он видел даже в оперных театрах, в постановках о стародавних событиях. Язык большого колокола прикреплен хомутами к толстому железному штырю, штырь пронзал настил и снизу привинчен гайкой и контргайкой; языки остальных поменьше скованы сдвоенной же лезной полосой. Какой торжественной казалась земля с высо ты! Редкие белесые тучки проносились над всем, и, казалось, падает в обратную сторону колокольня» (Ноздрин, 1984. С. 118). И вот оно - наступление нашей армии под зву ки колокола: «— До-о-онн, до-о-онн, до-о-он...» — катились волны торжественно-призывного наба та. Так волна за волной образуют в море удары при боя о скалистые берега. Батченко и Мечтайло смотрели от своего НП на белесую звонницу, она четко отпечаталась на фоне потемневших лесов, с которых взрывной воз дух сорвал снежное одеяние. Оба пропустили мо мент начала атаки. Жарко ли стало бойцам от бега или этот на бат подхлестнул их,- не останавливаясь, снимали шинели, и вот уже из первой цепи они крылато по летели на колючую проволоку, через них перекаты вались живые тела в сугробистые наносы между рядами колючих сплетений. Соловков наблюдал из окопов Никольского, захваченный вещим звоном колокола. Спасибенко бил нечасто, как бьют в набат при пожаре, в его звоне звучало что-то иное: тревога и торжество, тревога и призыв — До-о-онн, до-о-онн, до-онн...» (Ноздрин, 1984. С. 122). В строках стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт» (1838) «...отзывмыслей благородных,/Зву чал, как колокол на башне вечевой / Во дни тор жеств и бед народных». Пишет о колоколах войны и писатель Юрий Сергеев в русском романе «Княжий остров», в ро мане о духовных странствований героев, о приоб щении их к «чистой силе», своему роду, являюще муся в романе также религией, об укоренении их в православной вере. Потому и колокола здесь выг лядят не иллюстрацией, они живые со своим «гус тым могучим голосом войны»: «<... > Стоит опустевший монастырь под вет рами и грозами, пробираем морозами, вырваны из колоколов языки с мясом, а тела расплавлены, выс тлан путь к миру и ладу горем, улит слезами горю чими, усеян костьми безвинными погубленных чад силой страшной... (Сергеев, 2004. С. 173) <... > Тонким слухом своим постигает Любомуд ра вековой благовест колоколов на церквах бесчис ленных Руси... Храмы порушены, огни в них поту шены, сняты и переплавлены колокола в бюсты но вых кровавых кумиров, но голоса их остались на зем ле, напиталось небо звуками за века, вся Земля ок ружена хоралом голосов их, силой плача божест венного, гармонией целящей. Гудят колокола побе Пробитый и посеченный пулями колокол Борисоглебской церкви Мурманской области Фото Я. Смирновой 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz