Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР соты: / — Разбив у нас от таких, как ты ./ Пора кончать разбив-разброд,/ А ну, удалец, выходи вперед!» И вот встреча Василия и колокола: Только звон колокольный идет издали, Еле внятен пока, еле слышен, То ли с неба звон, то ли с земли. Все равно этот звон всевышен. Дорога у Буслаева — как по скатерти, Вот стоит он сейчас на паперти. Против церкви его приходской - Тяжкий колокол новгородский, С серебром в нем слита гулкая медь, Не устанет она на всю Русь греметь. А красуется колокол между белых столбов, Речи выучен он человечьей, Перед ним сотни тысяч упрямых голов Городское склоняется вече. В первый раз Василий смутился, Он смутился поколебался, Тут-то колокол раззвонился, В сто пудов своих раскачался, —Я-то, колокол, вам не в грусть и не в смех. Я не девица, не родная мать, Попробуй со мной, колоколом, ты совладать!.. Злое Васька принял решение В это светлое воскресение: — Что ты, колокол, болтаешь, гремя и звеня, неужели ты, колокол, испугаешь меня? Буду делать я только то, что хочу, Я сейчас через тебя при все перескачу! Даже у колокола отнялся язык, К речам этим колокол не привык. А Василий Буслаев со зла, сгоряча Срывает кафтан с крутого плеча. Он к разбегу своему примеривается, Он в себе еще крепче уверивается. Тут-то и происходит самое неожиданное для Василия Буслаева, от него отрекается дружина, ого­ варивая свое отречение тем, что он захотел себя воз­ высить над колоколом: «Колокол!Колокол!Колокол!/ Молчит Новгородское вече,/Но в громе слово звучит человечье/ Горькой правдою, гордой речью». Отрекается от Василия и мать Мамелфа Тимо­ феевна, провозглашая страшный приговор ему: «—На кого же ты руку решил поднять?/На Русь, что ли? На родную мать? / Нет, не коло- Василий Буслаев. Старец-пилигрим накрывается колоколом, спасаясь от Василия Художник неизвестен кол —я тебе вещаю,/ Страшный конец я тебе обе­ щаю,/ От себя отлучаю!» Но ослепленный жаждой славы он не слышит материнского слова, перепрыгивает через коло­ кол... «Дажаль —не остался Вася живой,/Расшиб­ ся о землю он головой <...> Все случилось в одно мгновение/ В пасхальное воскресение » (Колокола веков, 1976. С. 57 —61). Как видим, в литературной обработке Сергея Наровчатова старинная былина о новгородском герое-бунтаре Василии Буслаеве заговорила по- новому, в ней поэт в противовес Василию одним из главных героев поэмы выводит колокол, олицет­ воряющий собой даже не Новгород, а всю Русь! В народных стихах, посвященных Егорию Храброму, колокольные звоны упоминаются в ряду самых дорогих понятий для души русского человека: «Выходил Егорий на святую Русь,/Зави­ дел Егорий свету белого,/ Услышал звону колоколь­ ного,/ Обогрело его солнце красное ». Существуют в России колокольчики и с таки­ ми надписями, как: «НЕТ БАРЫША ЗАТО СЛАВА ХАРА- ША1864» ИЛИ «НЕ ГОНИСЬ ЗА РУБЛЕМ. А ГОНИСЬ ЗА СЛА­ ВОЙ», которые точно вобрали в себя понятие об ис­ тинных чертах русского национального характера. Героика былинных сказаний не оставила рав­ нодушными и современных авторов, потому как, воспевая подвиги богатырей, их доблесть, она вос­ певает прежде всего лучшие качества народа. По­ 323

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz