Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ , МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ И молится полный боязни, Чтоб день миновался без казни. В ответ властелину гудят терема, Звонит с ним и Вяземский лютый, Звонит всей опрични кромешная тьма, И Васька Грязной и Малюта, И тут же, гордяся своею красой, С девичьей улыбкой, с змеиной душой , Любимец звонит Иоаннов, Отверженный Богом, Басманов. Не раз поднимался звонить в колокола и про славленный полководец Александр Васильевич Суворов в своем селе Кончанское. Любовь к колоколам и колокольным звонам была и у царя Петра I. Путешествуя по заподноев- ропейским городам в 1697-1698 и 1716-1717 го дах, он познакомился с искусством музицирования на карийонах —музыкальных инструментах огром ной ценности, которые считались еще и символа ми независимости и процветания государства. Может потому, во время осады Риги русскими вой сками в 1709 году, Петр I не посмел бомбить баш ню собора, пока на ней находились колокола. Еще В. А. Жуковский в свое время писал, что колокольный звон люди почитали, как божествен ный дар, данный им Господом: «Слыша благовест, с Тобой, Создатель говорю». Интересно, что обращение к колоколам в рус ских заговорах и молитвах идет наравне с Богом, Богородицей, святыми: «Мать пресвятая Богоро дица, колокол святой...» Может, потому колокола, как золото и церковные украшения, были заман чивой добычей захватчиков. В Ипатьевской лето писи читаем об одном из таких захватов: «В лето 6679 (1171). <...> Взят Киев, месяца марта в восьмой день, на второй неделе поста в среду, и гра били в течение двух дней весь город, Подолье и Гору, монастыри, Св. Софию, Десятинную Богородицу, и никому не было пощады: церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен уводили в плен, насиль но разлучая от мужей своих, младенцы плакали, смотря на своих матерей, захватили множество добра, в церквях ограбили иконы, ризы и книги и все колокола вынесли смоляне, суздальцы, черниговцы и Олегова дружина; были захвачены все святыни; погаными был зажжен Печерский монастырь, но Бог сохранил его от такого зла. В Киеве у всех лю дей стоял стон, горе и скорбь неутешная и слезы непрестанные. Это все случилось ради наших гре хов» (Демин, 2001. С. 223). Из известных былинных героев новгородско го цикла является Василий Буслаев —один из ве личайших художественных обобщенных образов в русском фольклоре, о чем писал М. Горький. Бус лаев не веривший ни в сон, ни в чох, он со своей дружинушкой, в которой одна голь перекатная, бросает вызов новгородцам и той общественной морали, которая царила в те времена в Новгороде. В былине показана борьба различных социальных сил, в том числе и монастырских. Вот почему Ва силию приходится убирать со своего пути «стар- ца-пилигримишша», потому как тот ударами в ко локол мог бы всех предупредить о появлении Ва силия и его дружины: «...Побежал Василей по Нову- городу,/ По тем по широким улицам./ Стоит тут старец-пилигримишша,/ На могучих плечах дер жит колокол,/А весом тот колокол во триста пуд» (Василий Буслаев и мужики новгородские). А у поэта Сергея Наровчатова написана целая поэма про Василия Буслаева, из которой видно гар моничное слияние русского фольклора с современ ной литературой: « Кто кого? Чья взяла?/ Чей по чин? Чьи дела?/Господин Великий Новгород/Бьет во все колокола...» Сразу виден характер города, а это уже о Буслаеве: «В нем кровь колобродит, как бра га ,/ Ожидает его вся ватага...» И кидает вызов Ново-городу, правлению, укладу жизни: Такого привета не чаяв, Рассмеялся в ответ Буслаев: —Вы свободною силой богаты, Я набата слышу раскаты, Колокол звонит среди белого дня, Медь гремит и грохочет, Кто хочет сегодня хвалит меня, Бранит и хулит как хочет Питирим — трубач, протруби трубой Колоколам городским вперебой: Великий Новгород кличу на бой! Его желание «...вековую тишь да гладь » «пере мешать да раскачать». Против отцов поднимется чадь. Против отмеренных скучных слов, Против устоев, против основ, Против бояр восстанет голь, Отнимет у знатных хлеб да соль, Выгонит знатных из крепких палат, Единою бедностью каждый богат... И вдруг вызов Буслаева принимает сам новгородский колокол: «Колокол рявкнул с вы 322
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz