Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР регионах накануне свадьбы, когда невеста мылась в бане, вокруг нее обязательно производился ритуаль ный обход со звоном колокольчиков, что служило оберегом чистоты и жизненных сил невесты. Во все века слово, особенно запечатленное на вещах или предметах, русский человек восприни мал как оберег, потому наверно такая роль отво дилась и свадебным, подарочным колокольчикам, на которых писали: «ВАЛДАЙ ЗВЕНИ ЗВОНОК ПОДАЙ ГАЛАСОКЬ ТОМУ ПРЕДМЕТУ КОТОРОГО МИЛИЕ НЪТУ», «АМУРЬ ЛЕТАЕТЬ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЪ МИЛУЮ НАЙТИ ДЛЯ СЕРД.», «ДЕШЕВО ЛЮБО ДАРЮ ДРУГУ МАС.НИК.ДУ 1860», «СЕЙ ПОДАРОК В ЗАЛОХ ДРУЖБЫ», «КАЛАК ДОРОГОЙ ПО ДАЙ ВЕСТОЧКУ МИЛОЙ», «ПРИМИ ПРИВЕТ ДАЙ ОТВЕТ 1867 г. НИК.ДУ» , «ОТ ТОГО АМУР ЛЕТАЕТ ЧТО МИЛУЮ УВИДЕТЬ ЖЕЛАЕТ». Но существовали надписи и охального содер жания, например, такие, как «ОБВЕНЧАПИСЯ И ЕТТИ ПОМЧАЛИСЯ. 1893. г.» ИЛИ «ДВА КОНЦА - ДВА КОЛЬЦА - ПОСРЕДИ НЕ X... И.». И вот уже колокольная тема из фольклора на чинает плавно перетекать в стихи современных ав торов. Возрожденные колокольные звоны Лаплан дии пробудили в мурманской поэтессе Марине Чи- стоноговой отклик на обряд венчания молодых: Ворота — настежь! Перезвоны Святых литых колоколов. Нетленны Божии законы, Прииди, время расколов! Благослови, Великий Старче, В своих отеческих речах, У нас глаза сияют ярче, Чем два колечка при свечах. И чтоб отныне не померкли, Нам чашу счастья приготовь. Под куполами старой церкви На Жизнь венчается Любовь! Обращая свой взор к истории России, мы уви дим, что колокольными звонами любили наслаж даться не только простые люди, но и великие госу дари: Алексей Михайлович и набожный царь Фе дор, до страсти любивший колокольные звоны и неоднократно звонивший в колокола на московских соборах, за что и получил себе прозвище «не царь, а пономарь». О чем пишет Ал. Алтаев: «На колоколь не, высоко над землею, грешною, проклятою замучен ными на пыткахлюдьми, стоял царевич Федор. Сняв соболью шапочку, он подставлял голову ветру ирас качивал детской рукою колокола. Колокола звонили тихим, печальным, серебряным звоном. То были чис тые голоса, отрешенные от земли. В них не было ни злости, ни укора, один мир и любовь. Колокола звонили: дон-дон, а царевичу чуди лось, будто они поют ему ангельскими голосами „Господи, помилуй ", молят Бога о том, чтобы рас сеялись все его страхи, чтобы ушел ужас, ушли кровавые призраки, которыми пугал его батюш ка. Они уйдут; не станет лиходеев, и все будут смеяться радостно... Колокола звонили; ночной ветер налетал и во тьме тихо и нежно шевелил прямые жидкие воло сы царевича Федора; было кругом темно, но не жутко... Внизу мирно гудел сад; по земле бежали отсветы огоньков; из церкви слышался говор опричников; на небе кротко сияли звезды и плыли облака грядою, и бледнело небо перед рассветом... А детские руки усердно, радостно раскачивали ве ревку, бледные губы улыбались бессмысленно-бла женной улыбкой...» (Алтаев, 1993. С.183). Отличался любовью к колокольным звонам и царь Иван Васильевич Грозный: Звонили звоны, звонили звоны, эх! Звонили звоны, красная девица, эх! Что Настасъя-свет, да Васильевна. Тут и шел мимо, тут и шел мимо, эх! Тут и шел мимо добрый молодец, эх! Что Иван-государь, да Васильевич. Ко этим звонам, ко этим звонам, эх! Ко этим звонам призаслушивался, эх! Красоте ее призасматривался. Летописи сообщают, что он каждый день в чет вертом часу утра с царевичами и Малютою Скура товым поднимался на колокольню благовестить к заутрене, но если братья царя не успевали прийти вовремя или просыпали заутреню, наказывал их восьмидневным заключением в темницу. Может, отсюда появилось поверье, что если звонарь чуть запоздает и зазвонит не тотчас после обедни —жди неурожая. Вот как описывает звон Иоанна Грозно го граф Алексей Толстой в своем стихотворении «Василий Шибанов» (Оловянишников, 2003. С. 382): Звон медный несется, гудит над Москвой, Царь в смирной одежде трезвонит; Зовет ли обратно он прежний покой, Иль совесть навеки хоронит? Но часто и мерно он в колокол бьет И звону внимает московский народ 321
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz