Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР Ямщик, не гони лошадей Художник неизвестен А произошло все потому, что он, исполняя по­ ручение смотрителя, услышав вдали чей-то стон, сразу не откликнулся на него, а оказалось, что в пургу замерзала невеста его, спешившая к люби­ мому, потому как хотели ее под венец с другим ве­ сти. На обратном пути он и нашел ее: «Я снег от­ ряхнул —и невесты моей / Увидел потухшие очи...» В сборнике «Русские песни» Ленинградского издания 1953 года записана песня «Час да по часу», которую можно назвать не просто песней, а песней- страданием: Куда скрылся мой хороший, С кем рассталась я вчера? Колокольчик его звонкий Бьет уныло под дугой. Колокольчик его звонкий Бьет уныло под дугой. Чуть заслышу звон тревожный, Забьет сердце у меня. Чуть заслышу звон тревожный, Забьет сердце у меня, Забьет сердце у ритивое Безысходною тоской.... Именно из русского фольклора мы узнаем о существовавшем поверье, что жизнь молодоженов будет недолгой, если в момент их отъезда из церк­ ви после венчания зазвонят к вечерне. В Вятской же губернии перед свадьбой пели песню невесте- сироте с обращением к ее покойному батюшке: Егорушко свет-Иванович! Ты поди-ка на конюшен двор, Выбирай-ка коня лучшего! Мы поедем ко божьей церкви, Привяжи коня к колоколенке, Ты ударь в большой колокол Заунывным голосом: Не расступится ли мать земля сырая ? Не раскроется ли гробова доска? Не восстанет ли родный батюшка? Не благословит ли меня, горькую, Мне под злат венец ехати?1 Пела и сама невеста, хороня своё девичество на пороге новой семейной жизни, пела —причитала, обращаясь к колоколу: « Ты бежи-тко, мой зычен голос,/ Во церковь во соборную; / Там ударь-ко в большой колокол,/ Чтобы шел звон по Русиюшке,/ Шла быжалость по знакомым,/ Чтобы знали люди, ведали,/ Что я девушка просватанная,/ Моя воля обневолена » (Причитания, 1960. С. 372). В Ленин­ градской области записаны следующие песни не­ весты-сироты. В одной она обращается к своим умершим родителям, что они, если были бы живы, благословили ее «...во путь да во дороженьку/ Что до звону колокольному/Да ко питию церковному...», в другой —к братцу-соловеюшку: «Ты пойди во 1По записям Т. Штейна 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz