Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР А нашего вельможного пана десятники на панщину гонять» (Оловянишников, 2003. С. 364). В плясовой песне кольских поморов «Показал- се у Миколы долгой день» (Песни кольских помо­ ров, 2000. С. 29.) впервые находим сочетания ко­ локольчиков с «рукавицьками»: ...Мой-от миленький из Питера катит, да Он на тройке, на вороных конях Тройка-кони роспрягалисе, Сани новыя ломалисе, Бани новыя, дубовыя Рукавицьки с колокольциками. В настоящее время в церквах звонят в основном к заутрене и вечерне, но хоровая народная песня де­ вушек рассказывает о том, что раньше звонили по три раза в сутки: к заутрене, обедне и вечерне: Круг я келейки хожу, Да, э-э-э,э-ох! Круг я новенькие, Круг сосновенькие, Все я старицу бужу: «Уж ты, старица, встань, Ты, спасена душа, встань: Уж к заутрени звонят, Люди сходятся, Богу молятся, Все спасаются». «Ты поди прочь, пономарь! Ты поди прочь, молодой! Ужя, право, не могу, Вот те бог, не могу: Ручки-ножки можжат, Все суставчики болят». Круг я келейки хожу, Круг я новенькие, Круг сосновенькие; Все я старицу бужу: «Уж ты, старица, встань, Ты, спасена душа, встань: Уж к обеденке звонят, Люди сходятся, Богу молятся, Все спасаются». «Ты поди прочь, пономарь! Ты поди прочь, молодой! Ужя право не могу, Вот те бог, не могу: Ручки-ножки болят, Все суставчики можжат». Круг я келейки хожу, Круг я новенькие, Круг сосновенькие; Все я старицу бужу: «Уж ты, старица, встань, Ты, спасена душа, встань: Уж к вечеренке звонят, Люди сходятся, Богу молятся, Все спасаются»... Жизнь русского человека многие века прохо­ дила под колокольный звон. Под его звуки чело­ век рождался, рос, работал, женился, растил детей, проводил праздники, под колокольные звуки от­ правлялся и на погост. Уход из жизни простого смертного ночью никак не нарушал покой горожан, но стоило ночью умереть великому князю, и коло­ кола тут же начинали отбивать свой печальный звон, возвещая миру о его кончине, чему и свиде­ тельствует Плач Ксении: «Ино что у нас в Москве учинилося:/с полуночи у нас в колокол звонили?/ А росплачютца гости Москвичи/ А тепере наши го­ ловы загибли,/ что не стало у нас воеводы/ Васи­ льевича князя Михаила!» Известен и «Плач по ма­ тери», который так и начинается: «Я спешила и торопилась/ Я ко звону-то колокольному,/ К пи- тью-то я ко церковному,/Я-то ко ранней заутре­ не » (Бахтин, 1978. С. 84). Известны на Севере России и особые похорон­ ные причиты,как, например, причит Олонецкой губернии (Оловянишников, 2003. С. 376). Колокола. Гобелен. Автор А. Самоил 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz