Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Доли-дали, тили-дили Вы-mo зря не проходили! Толи-тали лопотали: «До-ли-да!» — не лепота ли? Лопотали, хлопотали. Светла Русь — не красота ли?.. Дин-дон, звон-дом! Еще придем! БОМ! И хотя это произведение авторское, но роди­ лось оно из огромного знания поэтессой фолькло­ ра, который и вошел в современную литературу, запечатленным на письме многими классиками русской и советской литературы. Например, в сти­ хотворении Иннокентия Анненского «Колоколь­ чики» колокольчик в зимнюю ночь рассказывает путнику свадебную историю: Динь-динъ-динъ, Дини-дини... Дидо Ладо, Дидо Ладо, Лиду диду ладили, Дида Лиде ладили, Ладили, не сладили, Диду надосадили. День делали. Да день не делали, Дела не доделали, Головы-то целы ли? Ляду дида надо ли — Диду бамо задали. Динь-динъ-динъ, динъ-динъ... Колоколы — болаболы, Колоколы —болаболы Накололи —намололи, Колоколы —балоболы Лапотонъи налетали, Болмотали навязали, Лопотали — хлопотали, Лопотали, болмотали, Лопотали помогали. Динь! Каково! Глеб Успенский в 1889 году написал, что народные сказки, легенды, былины, сказания создавались народом самостоятельно, без участия Пушкина, Гомера, Шекспира, скорее, наоборот, это они получали силу в народном самобытном твор­ честве и писали свои лучшие произведения. Из фольклора вышли и замечательные современные писатели: Михаил Пришвин, Павел Бажов, Степан Писахов, Борис Шергин, Василий Белов, Василий Шукшин, Дмитрий Балашов... Этот ряд можно про­ должать и продолжать. А в Мурманске, например, стихотворение Инель Яшиной очень понравилось композитору Анатолию Адамовскому, и он, попро­ сив дописать к нему припевы поэта Викдана Сини­ цына, тут же написал вокальное произведение для хора в сопровождении аккордеона (баяна). Один из припевов Синицына и привожу здесь: «Колокола, колокола/ Их перезвон под небом синим / Колокола, колокола/Напевный голос над Россией». От народных песен — к литературе современных авторов Звонили звоны в Новгороде, Звончей того во каменной Москве Из русской песни Фольклорные произведения, рисуя какие-то ис­ торические события, как правило, не искажают их, не идеализируют, а лишь глубже раскрывают фило­ софские и нравственные ценности русского народа. Яркий пример тому драматическая песня-баллада о полоненной русской нянюшке «Что в поле не пыль пылит...», которая, качая татарченка, узнает по при­ мете в нем родного внучка, но не произносит прокля­ тий младенцу, зачатому от басурмана, а лишь обра­ щается с мольбой к дочери, чтобы та отпустила ее на родину: «Отпустименя на святуюРусь;/Не слыхать здесь петья церковного,/Не слыхать звону колоколь­ ного » (Оловянишников, 2003. С. 377). Всего две строчки, а как ярко выражена в них суть русского человека —в счастье слышать цер­ ковное пение и колокольный звон, которому в рус­ ском фольклоре посвящено немало строк, как, на­ пример, в былине об Илье Муромце: «Иповели-то Илью да ко виселице / И сопровождають Илью да как Муромца / Со всеми звонами-то церковными» (Гильфердинг. Т. 2.1896-1900. С. 438). Колокольная тема звучит и во множестве на­ родных песен как неотъемлемая часть древнейших жизненных процессов, быта людей, помогающая более глубоко раскрывать человеческие чувства, взгляды, философию народа. И. Л. Сахаров в «Ска­ заниях русского народа» приводит строки мало- русских народных песен, в том числе и эти: «Ой у недыю ранесенъко до церкви дзвони дзвонятъ,/ 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz