Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Сравнивают колокольный звон и с ангель­ ским гласом, призывающим грешников на Страшный суд, гласом неба и церкви. Известный богослов XIII века Дурандус (1237-1296) в сво­ ем весьма популярном трактате о церковной службе называет колокола «трубами воинству­ ющей церкви». И этот трубный глас связывает с гласом Божьим: «...во время процессий звонят в колокола, дабы демоны устрашились и убежали. Ибо когда они слышат трубы воинствующей цер­ кви, т.е. колокола, они трепещут, как трепещет всякий тиран, когда услышит на своей земле тру­ бымогущественного царя, своего врага. По той же причине ввиду надвигающейся грозы церковь под­ нимает трезвон, дабы демоны, заслышав трубный глас предвечного царя, т.е. колокола, затрепета­ ли бы и побежали прочь и не посмели бы усиливать бурю...» (Музыка колоколов, 1999. С. 22-23). А в 615 году при осаде города Санса епископ Людовик, заметив наступление неприятеля, при­ казал звонить в колокола. Звон их оказался та­ ким сильным, что враги приняли его за глас ан­ гела и в страхе бежали. При осаде города Орлеа­ на Клотарием в 650 году епископ Луп также ве­ лит звонить в соборный колокол, звон которого принимается воинами за голос ангела. Ангельской вестью оказываются колокола и для Марины Цветаевой: «Колоколзвонит. Четы- Князь Александр Невский приводит пленных немец­ ких рыцарей в Новгород. Рисунок из книги «Энцик­ лопедия для детей. История России» р е ./ Голос. Ангельская весть»'1, для поэта Алек­ сандра Рославлева: «Весть пошлют блаженную/ Вдаль ко ло ко ла /Я услышу Ангелов/ Многокры­ лый лёт...» У поэта Владимира Смирнова в стихотво­ рении «А может быть, вот так» колокольный звон —это ничто иное, как «апогей Христа»: ...Колокольный звон апогей Христа. Колокольный звон песня равенства. Ходят нищие с богом на устах. «Богородице дево, радуйся!» Колокольный звон! На краю могил от слезы людской встала радуга. С божьим Именем человек погиб. «Богородице дево, радуйся!» Колокольный звон, для тебя одно — мужики ли, бабы ли, дети ли. От поборов пухла твоя ладонь. Небеса зову во свидетели! И вновь у Цветаевой « Звучали мне призывом Б ога / Твоих крестин колокола»2, а у Александра Блока в стихотворении «Новая Америка» звучит уже «Глас молитвенный, звон колокольный...». В Москве в Успенском соборе Кремля, где во все времена проходило венчание на царство рус­ ских государей, торжественно звонили колоко­ ла. Так было и в 1547 году. К Кремлю стекался народ, священники возносили молитвы, бояре осыпали трон золотыми монетами — символом изобилия и благ, которые должны пролиться на новоявленного самодержца и на его державу. В тот год на царство венчался Великий Князь Мос­ ковский и всея Руси 17-летний Иван IV (Гроз­ ный). И во всех московских церквах проходили службы под постоянный звон колоколов. Иеро­ монах Роман писал: «Колокольный звон/Над зем­ лей плы вет / А в монасты ре / Братский хор поет...»3 А уж как ликовали церковные колокола, за­ ливаясь радостным «перезвоном» во дни встреч высоких гостей, архиерея или самого Государя. Вот как описывает летописец Двинский встречу императора Петра I в Холмогорах и Архангель­ ске в 1693 году: «...Июля в 28 день ... ц а р ь ... Петр Алексеевич... изволил в первом своем походе со сво­ ими ближними людьми прити на судех ко граду ' Цветаева М. «Утро. Надо чистить чаши». 2Цветаева М. «Расставание». 3Иеромонах Роман. «Колокольный звои...» 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz