Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Сравнивают колокольный звон и с ангель ским гласом, призывающим грешников на Страшный суд, гласом неба и церкви. Известный богослов XIII века Дурандус (1237-1296) в сво ем весьма популярном трактате о церковной службе называет колокола «трубами воинству ющей церкви». И этот трубный глас связывает с гласом Божьим: «...во время процессий звонят в колокола, дабы демоны устрашились и убежали. Ибо когда они слышат трубы воинствующей цер кви, т.е. колокола, они трепещут, как трепещет всякий тиран, когда услышит на своей земле тру бымогущественного царя, своего врага. По той же причине ввиду надвигающейся грозы церковь под нимает трезвон, дабы демоны, заслышав трубный глас предвечного царя, т.е. колокола, затрепета ли бы и побежали прочь и не посмели бы усиливать бурю...» (Музыка колоколов, 1999. С. 22-23). А в 615 году при осаде города Санса епископ Людовик, заметив наступление неприятеля, при казал звонить в колокола. Звон их оказался та ким сильным, что враги приняли его за глас ан гела и в страхе бежали. При осаде города Орлеа на Клотарием в 650 году епископ Луп также ве лит звонить в соборный колокол, звон которого принимается воинами за голос ангела. Ангельской вестью оказываются колокола и для Марины Цветаевой: «Колоколзвонит. Четы- Князь Александр Невский приводит пленных немец ких рыцарей в Новгород. Рисунок из книги «Энцик лопедия для детей. История России» р е ./ Голос. Ангельская весть»'1, для поэта Алек сандра Рославлева: «Весть пошлют блаженную/ Вдаль ко ло ко ла /Я услышу Ангелов/ Многокры лый лёт...» У поэта Владимира Смирнова в стихотво рении «А может быть, вот так» колокольный звон —это ничто иное, как «апогей Христа»: ...Колокольный звон апогей Христа. Колокольный звон песня равенства. Ходят нищие с богом на устах. «Богородице дево, радуйся!» Колокольный звон! На краю могил от слезы людской встала радуга. С божьим Именем человек погиб. «Богородице дево, радуйся!» Колокольный звон, для тебя одно — мужики ли, бабы ли, дети ли. От поборов пухла твоя ладонь. Небеса зову во свидетели! И вновь у Цветаевой « Звучали мне призывом Б ога / Твоих крестин колокола»2, а у Александра Блока в стихотворении «Новая Америка» звучит уже «Глас молитвенный, звон колокольный...». В Москве в Успенском соборе Кремля, где во все времена проходило венчание на царство рус ских государей, торжественно звонили колоко ла. Так было и в 1547 году. К Кремлю стекался народ, священники возносили молитвы, бояре осыпали трон золотыми монетами — символом изобилия и благ, которые должны пролиться на новоявленного самодержца и на его державу. В тот год на царство венчался Великий Князь Мос ковский и всея Руси 17-летний Иван IV (Гроз ный). И во всех московских церквах проходили службы под постоянный звон колоколов. Иеро монах Роман писал: «Колокольный звон/Над зем лей плы вет / А в монасты ре / Братский хор поет...»3 А уж как ликовали церковные колокола, за ливаясь радостным «перезвоном» во дни встреч высоких гостей, архиерея или самого Государя. Вот как описывает летописец Двинский встречу императора Петра I в Холмогорах и Архангель ске в 1693 году: «...Июля в 28 день ... ц а р ь ... Петр Алексеевич... изволил в первом своем походе со сво ими ближними людьми прити на судех ко граду ' Цветаева М. «Утро. Надо чистить чаши». 2Цветаева М. «Расставание». 3Иеромонах Роман. «Колокольный звои...» 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz