Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ В ФОЛЬКЛОРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ рхангельск! В старину —центр Русско го Севера, славящийся своими города ми и селами: Каргополь —расписной игрушкой; Холмогоры —знаменитым уроженцем —Михаилом Васильевичем Ломоносовым; Коряжма — центром целлюлозно-бумажной промышленно сти; Сольвычегорск —солью, знамени тыми ярмарками, мастеровыми людь ми, которые и сделали его признанным центром культуры, местом, откуда по шла на Русь любовь к чаепитию и, ко нечно же, к колоколам. В описной кни ге Сольвычегорского Благовещенского собора 1579 года помещена следующая опись к колоколам: «Колокол большой Реут, весом сто семьдесят пудов. По ложение Семиона да Максима, да Ни киты Строгановых; Колокол Лебедь, пятьдесят пудов. Положение Семиона да Максима да Никиты Строгановых. Колокол Сокол, весом сорок пудов. ПоложениеИякова да Григория да Семи она Аникеевых детей Строганова. Колокол красной, весом полсемнад- цать пуда. Другой колокол Красной, весом че тырнадцать пудов. Положение оба красные колокола Иякова да Григория да Семиона Строгановых. Колокол Осиповский, а в нем меди двадцать три пуда без четверти было. Положение Иосифа Захарьина сына» (Оловянишников, 2003.С.107). Бытовало на Севере предание, что будто на одной из колоколен Сольвы- чегорска висел разбитый колокол —тот самый, который в свое время известил Углич об убиении царевича Димитрия и был за это сечен кнутом, а затем со слан в Тобольск. И считался этот колокол чудот ворным. У некого М. К. Г-вича описан даже маги ческий обряд, связанный с ним: « Почти каждый день можно было слышать глухой звук этого коло кола: это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду уносят в „туеске» (местный сосуд) домой, как средство против детских болезней » (Ко локола, 1985. С. 16). А еще Архангельск —это Малые Карелы, музей деревянного зодчества, в котором особенно много людно бывает в праздничные и воскресные дни. Центральным украшением стоит здесь Возне сенская церковь из деревни Кушерека. Построена она была без единого гвоздя в XVII веке, а в нача ле 70-х XX века разобрана по бревнышкам и вмес те с колокольней перевезена в Малые Карелы. Не так-то легко было людям расставаться со сво ими духовными ценностями. Мы уже не помним, с какой душевной болью они в центры деревянных зодчеств отдавали то, что определяло их жизнь. Только и можно прочесть об этом в книгах. Люди из деревень в 70-е годы поражались тому, что это за басурманы такие выискались —забирать из дере вень и разрушать поклонные кресты, иконы, избы, церкви, колокола, точно новый Мамай. Вот и у мур манского прозаика Виталия Семеновича Маслова в книге «Еще живые» в рассказе «Покупаю дом» чи таем об этом. Не тронут колокол деревни Сёмжи был в 30-х годах, так позарились на него в 70-х. «Вот чего ожидать нельзя было! — Оставьте, товарищи! Дерево забираете — ладно, сгниет, сгорит. А колокол? Он еще десять поколений сёмжан к истории причащать будет: видите же — около будущего сёмженского Дома Памяти висит и хранится! Новая жизнь ему тут, в Сёмже, оправдана и обеспечена /» Виталий Семенович в родной деревне Сёмже Архангельской области в 1984 году открыл Дом Памяти. Мне удалось его увидеть в скорбный час, когда приехала вместе с другими хоронить писа теля. Было это в декабре 2001-го, и показал нам 314
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz