Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА Войдя в верхнюю часть звонницы, он смотрел некоторое время на висевшие там шесть колоко лов и грустно покачивал головой, словно сокруша ясь о том, что в его сердце между ним и его любим цами встало что-то чуждое. Но когда он раскачал их, когда он почувствовал, как заколыхалась под его рукой вся эта гроздь колоколов, когда он увидел, — ибо слышать он не мог, — как по этой звучащей ле стнице, словно птичка, перепархивающая с ветки на ветку, вверх и вниз пробежала трепетная ок тава, когда демон музыки, этот дьявол, потряхивающий искристой связкой стретто, тре лей и арпеджио, завладел несчастным глухим, тог да он вновь обрел счастье; он забыл все, и облегче нье, испытываемое его сердцем, отразилось на его просветлевшем лице. Он ходил взад и вперед, хлопал в ладоши, пере бегал от одной веревки к другой, голосом и жестом подбадривая своих шестерых певцов, — так дири жер оркестра воодушевляет искусныхмузыкантов. — Ну! Габриэль, вперед!'—говорил он. —Нынче праздник, затопи площадь звуками. Не ленись, Тибо! Ты отстаешь. Да ну же! Ты заржавел, бездельник, что ли? Так!Хорошо!Живей, живей, чтобы не вид но было языка! Оглуши их всех, чтобы они стали, как я! Так, Тибо, молодчина! Гильом! Гильом! Ведь ты самый большой, а Паскье самый маленький, и все же он тебя обгоняет. Бьюсь об заклад, что те, кто может слышать, слышат его лучше, чем тебя! Хорошо, хорошо, моя Габриэль! Громче, еще гром че! Эй! Воробьи! Что вы там оба делаете на выш ке? Вас вовсе не слышно. Это еще что за медные клювы? Они как будто зевают, вместо того чтобы петь! Извольте работать! Ведь нынче благовеще ние. В такой отличный солнечный день и благовест должен звучать отлично! Бедняга Гильом, ты со всем запыхался, толстяк! Он был совершенно поглощен колоколами, а они, все шестеро, подстрекаемые его окриками, подпры гивали вперегонки, встряхивая своими блестящи ми крупами, точно шумная запряжка испанских мулов, то и дело подгоняемая уколами заостренной палки погонщика. Внезапно, взглянув в просветы между широ кими шиферными щитками, перекрывавшими проемы в отвесной стене колокольни, он увидел остановившуюся на площади молоденькую девуш ку в причудливом наряде, расстилавшую ковер, на который вспрыгнула козочка. Вокруг них уже со бралась группа зрителей. Это зрелище круто и з менило направление его мыслей и, подобно дуно вению ветра, охлаждающему растопленную смо лу, остудило его музыкальный пыл. Он выпустил из рук веревки, повернулся спиной к колоколам и присел на корточки позади шиферного навеса, у с тремив на плясунью тот нежный, мечтательный и кроткий взор, который уже однажды поразил архидьякона. Забытые колокола сразу смолкли, к великому разочарованию любителей церковно го звона, внимательно слушавших его с моста. Менял и разошедшихся с тем чувством недоуме ния, которое испытывает собака, когда ей, по казав кость, дают камень». Но, несмотря на то, что во время французской революции большинство колоколов были уничто жены, в Брейле появляется колокол с весьма свое образной надписью: «1793 г. II месяц революции. Я был благословлен гражданином Филиппом Мише лем, крестным отцом я имел гражданина Франца Шарлэ, городского чиновника и фермера из Монт- ральтена. Крестной моей матерью была гражданка Мария Монфокон, жена гражданина Гильома Мон- фокон, фермера из Моранда. Граждане Жан Вен- сена иМатюроль Кретьен при этом присутствовали. Заводчик Вилегьдие Лазарь Луазо, собственник Фи липп Шоли». В настоящее время во Франции колокола стро го охраняются законом от разрушения. А было вре мя, когда любой человек, оскорбивший предмет церковного культа жестом или словами, заключал ся в тюрьму от 2-х недель до 6 месяцев или обла гался штрафом от 100 до 500 франков1. Произведение Гюго своим колоритом характе ров и действий привлекало на протяжении многих лет композиторов. В конце 1830-х русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский под влиянием другого русского композитора Михаила Ивановича Глин ки приходит к идее написания оперы. Выбор пада ет на роман В. Гюго «Собор Парижской богомате 1По сообщению Н.И.Оловянишникова. 311
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz