Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА ранее жалел его за предстоящие ему испытания. После этих первых ласк он кричал своим помощни кам, находившимся в нижнем ярусе, чтобы они на чинали. Те повисали на канатах, ворот скрипел, и исполинская медная капсюля начинала медленно раскачиваться. Квазимодо, трепеща, следил за ней. Первый удар медного языка о внутренние стен ки колокола сотрясал балки, на которых он висел. Квазимодо, казалось, вибрировал вместе с колоко лом. „Давай!" — вскрикивал он, разражаясь бес смысленным смехом. Колокол раскачивался все быстрее, и по мере того как угол его размаха уве личивался, глаз Квазимодо, воспламеняясь и свер кая фосфорическим блеском, раскрывался все шире и шире. Наконец начинался большой благовест, вся баш ня дрожала; балка, водосточные желоба, каменные плиты — все, начиная от свай фундамента и до увенчивающих башню трилистников, гудело одно временно. Квазимодо кипел как в котле; он метал ся взад и вперед; вместе с башней он дрожал с голо вы до пят. Разнузданный, Яростный колокол пооче редно разверзал то над одним просветом башни, то над другим свою бронзовую пасть, откуда вырыва лось дыхание бури, разносившейся на четыре лье окрест. Квазимодо становился перед этой отвер стой пастью; следуя движениям колокола, он то приседал на корточки, то вставал во весь рост; он вдыхал этот сокрушающий смерч, глядя поочеред но то на площадь с кишащей под ним на глубине двухсот футов толпой, то на исполинский медный язык, ревевший ему в уши. Это была единственная речь, доступная его слуху, единственный звук, на рушавший безмолвие вселенной. Ион нежился слов но птица на солнце. Вдруг неистовство колокола передавалось и ему; его глаз приобретал странное выражение; Квазимодо подстерегал колокол, как паук подстерегает муху, и при его приближении стремглав бросался на него. Повиснув над бездной, следуя за колоколом в страшном егоразмахе, он хва тал медное чудовище за ушки, плотно сжимал его коленями, пришпоривал ударами пяток и всем уси лием, всей тяжестью своего тела увеличивал бешен ство трезвона. Вся башня сотрясалась, а он кри чал и скрежетал зубами, рыжие его волосы встава ли дыбом, грудь пыхтела, как кузнечные мехи, глаз метал пламя, чудовищный колокол ржал, задыха ясь под ним. И вот это уже не колокол собора бого матери, не Квазимодо, — это бред, вихрь, буря; бе зумие, оседлавшее звук; дух, вцепившийся в летаю щий круп; невиданный кентавр, получеловек, полу- колокол; какой-то ужасный Астольф, уносимый чу довищным крылатым конем из ожившей бронзы» (Гюго, 1990. С. 120-121). Собор Нотр-Дам в Париже Гравюра X IX в. 309
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz