Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА И СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ Одним из самых популярных произведений французской литературы является роман Викто­ ра Гюго «Собор Парижской богоматери», который стал наравне с Эйфелевой башней символом фран­ цузской государственности. Роман привлекал внимание многих музыкан­ тов и режиссеров ярким романтическим сюжетом, сильными характерами героев и извечной темой любви. На фоне кипевших человеческих страстей ма­ стером прозы вырисован величественный собор Парижа и его не менее величественные колокола, которые в этой работе нам более интересны, неже­ ли что-либо другое, и которые на протяжении все­ го романа являются такими же действующими ли­ цами, как и все его другие герои. Именно под их звон разыгрываются человеческие трагедии. Собор и колокола оживают в нашем воображении, как бы одухотворенные любовью к ним уродливого кар- лика-звонаря Квазимодо, сильнее всего любивше­ го в своем соборе именно колокола. И это чувство «...пробуждало его душу и заставляло ее расправ­ лять свои жалкие крылья, столь беспомощно сло­ женные в тесной ее пещере, что порой делало его счастливым, — это колокола. Он любил их, ласкал их, говорил с ними, понимал их. Он был нежен со все­ ми, начиная от самых маленьких колоколов сред­ ней стрельчатой башенки до самого большого ко­ локола портала. Средняя колоколенка и две боко­ вых башни были для него словно три громадные клетки, в которых вскормленные им птицы зали­ вались лишь для него. А ведь это были те самые ко- Старинный Нотр-Дам, увидит он паденье Парижа, как его он видел зарожденье. Немало тысяч лет он простоит, пока Теченье времени, как волк рыча от злости, Порвет железный нерв, переломает кости И каменный каркас перегрызут века. Но даже и тогда он дорог будет многим: Мечтатели придут к р ут а м этим строгим, Роман перечитав, что сотворил Виктор... Жерар де Нсрваль локола, которые сделали его глухим; однако и мать часто всего сильнее любит именно то дитя, кото­ рое заставило ее больше страдать. Правда, звон колоколов был единственным го­ лосом, доступным его слуху. Поэтому сильнее всего он любил большой колокол. Среди шумливой этой семьи, носившейся вокруг него в дни больших празд­ неств, он отличал его особо. Этот колокол носил имя „Мария". Он висел особняком в клетке южной башни, рядом со своей сестрой „Жакелиной", коло­ колом меньшихразмеров, заключенным в более тес­ ную клетку. ,Жакелина“получила свое имя в честь супруги Жеана Монтегю, который принес этот колокол в дар собору, что, однако, не помешало жер­ твователю позже красоваться обезглавленным на Монфоконе. Во второй башне висели шесть других колоколов и, наконец, шесть самыхмаленьких юти­ лись в звоннице средней башенки, вместе с дере­ вянным колоколом, которым пользовались лишь на страстной неделе, с полудня чистого четверга и до заутрени Христова воскресенья. Итак, Квазимодо имел в своем гареме пятнадцать колоколов, но фа­ вориткой его была толстая „Мария". Трудно вообразить себе восторг, испытывае­ мый им в дни большого благовеста. Лишь только ар­ хидьякон отпускал его, сказав «иди», он взлетал по винтовой лестнице быстрее, чем иной спустился бы с нее. Запыхавшись, вступал он в воздушноежилище большого колокола. Сминуту он благоговейно и лю ­ бовно созерцал колокол, затем начинал что-то ему шептать; он оглаживал его, словно доброго коня, которому предстояла трудная дорога; он уже за­ 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz