Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА И СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ В ЛИТЕРАТУРЕ И МУЗЫКЕ Одним из самых популярных произведений французской литературы является роман Викто ра Гюго «Собор Парижской богоматери», который стал наравне с Эйфелевой башней символом фран цузской государственности. Роман привлекал внимание многих музыкан тов и режиссеров ярким романтическим сюжетом, сильными характерами героев и извечной темой любви. На фоне кипевших человеческих страстей ма стером прозы вырисован величественный собор Парижа и его не менее величественные колокола, которые в этой работе нам более интересны, неже ли что-либо другое, и которые на протяжении все го романа являются такими же действующими ли цами, как и все его другие герои. Именно под их звон разыгрываются человеческие трагедии. Собор и колокола оживают в нашем воображении, как бы одухотворенные любовью к ним уродливого кар- лика-звонаря Квазимодо, сильнее всего любивше го в своем соборе именно колокола. И это чувство «...пробуждало его душу и заставляло ее расправ лять свои жалкие крылья, столь беспомощно сло женные в тесной ее пещере, что порой делало его счастливым, — это колокола. Он любил их, ласкал их, говорил с ними, понимал их. Он был нежен со все ми, начиная от самых маленьких колоколов сред ней стрельчатой башенки до самого большого ко локола портала. Средняя колоколенка и две боко вых башни были для него словно три громадные клетки, в которых вскормленные им птицы зали вались лишь для него. А ведь это были те самые ко- Старинный Нотр-Дам, увидит он паденье Парижа, как его он видел зарожденье. Немало тысяч лет он простоит, пока Теченье времени, как волк рыча от злости, Порвет железный нерв, переломает кости И каменный каркас перегрызут века. Но даже и тогда он дорог будет многим: Мечтатели придут к р ут а м этим строгим, Роман перечитав, что сотворил Виктор... Жерар де Нсрваль локола, которые сделали его глухим; однако и мать часто всего сильнее любит именно то дитя, кото рое заставило ее больше страдать. Правда, звон колоколов был единственным го лосом, доступным его слуху. Поэтому сильнее всего он любил большой колокол. Среди шумливой этой семьи, носившейся вокруг него в дни больших празд неств, он отличал его особо. Этот колокол носил имя „Мария". Он висел особняком в клетке южной башни, рядом со своей сестрой „Жакелиной", коло колом меньшихразмеров, заключенным в более тес ную клетку. ,Жакелина“получила свое имя в честь супруги Жеана Монтегю, который принес этот колокол в дар собору, что, однако, не помешало жер твователю позже красоваться обезглавленным на Монфоконе. Во второй башне висели шесть других колоколов и, наконец, шесть самыхмаленьких юти лись в звоннице средней башенки, вместе с дере вянным колоколом, которым пользовались лишь на страстной неделе, с полудня чистого четверга и до заутрени Христова воскресенья. Итак, Квазимодо имел в своем гареме пятнадцать колоколов, но фа вориткой его была толстая „Мария". Трудно вообразить себе восторг, испытывае мый им в дни большого благовеста. Лишь только ар хидьякон отпускал его, сказав «иди», он взлетал по винтовой лестнице быстрее, чем иной спустился бы с нее. Запыхавшись, вступал он в воздушноежилище большого колокола. Сминуту он благоговейно и лю бовно созерцал колокол, затем начинал что-то ему шептать; он оглаживал его, словно доброго коня, которому предстояла трудная дорога; он уже за 308
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz