Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ звона. В отличие от стран Западной Европы, пе­ редавших Руси свою технику звона, русские церк­ ви издавна обладали целыми собраниями колоко­ лов, различавшихся по тону и звуку и особым об­ разом развески» (Бондаренко, 1998. С.166-167). А вот как описал московский колокольный звон чешский путешественник Бернгард Таннер во второй половине XVII века: «Звонят же у них, раскачивая не колокол, а, дергая за привязанную к его языку веревку, в таком порядке: сначала шесть раз ударят в наименьший колокол, а по­ том попеременно с колоколом побольше шесть же раз, затем уже в оба попеременно с третьим, еще большим, столько же раз, в таком порядке дохо­ дят до самого большого, тут ударяют уже во все колокола и при том столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова». И в первом и во втором случае описа­ ны варианты перезвона —одного из древних ви­ дов звона, сохранившегося до наших дней (Бон­ даренко, 1998. С.168). Церковный колокольный звон употребляет­ ся для того, чтобы, прежде всего, созывать веру­ ющих к богослужению, выражая торжество Цер­ кви, а тем, кто не явился на службу в храм по каким-то причинам, возвещал о времени совер­ шения особенно важных частей богослужений. Люди знают, какие сильные впечатления коло­ кольный церковный звон производит при особых обстоятельствах и душевном настрое человека, когда раздастся вдруг в ночной тиши, призывая к полуночному богослужению (Оловянишников, 2003. С. 367). По народным поверьям влиянию ночного церковного колокольного звона не мо­ гут противостоять даже нечистые, потому как с первым ударом колокола теряют силу, как впро- Колокола Кандалакши. Фото Н. Большаковой чем, и всякое волшебство, всякое гаданье. Про­ изводит звук колокола и отрезвляющее, спаса­ ющее действие на человека, который по каким- то причинам оказался на краю нравственной и физической гибели. Ф. И. Рычин в путеводите­ ле по московской святыне приводит следующее стихотворение о колоколе (Оловянишников, 2003. С. 370): Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой. К Богу во храм призывает Стройная звуков волна, Москву кругом оглашает, Грешников будит она. Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон — Всюду народом кладется Господу Богу поклон. С первым к обедне ударом Шапки снимают долой, Крестится всякий не даром, К небу стремяся душой. Чистые, чудные звуки Любо душою ловить, Ими тревожные муки В сердце больном хоронить... Звучание колоколов называли мелодичным, тонким, высоким, густым, тяжелым, грустным, печальным, унылым... А вот в стихотворении по­ этессы Е. Ростопчиной колокольный звон зву­ чит как «глас Божий», что совсем не противоре­ чило русской традиционной культуре. О Русь, благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещий звон колоколов отчизны, Тот чудный гул, идущий от небес, Он гласом Божьим нисходил к народу, Призывом к дальней жизни без мирских страстей, И родником, где пьют живую воду... Знакомый звон, любимый звон — Руси наследие святое. Мое причастие к тебе да будет вечным, Как и все живое... 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz