Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ звона. В отличие от стран Западной Европы, пе редавших Руси свою технику звона, русские церк ви издавна обладали целыми собраниями колоко лов, различавшихся по тону и звуку и особым об разом развески» (Бондаренко, 1998. С.166-167). А вот как описал московский колокольный звон чешский путешественник Бернгард Таннер во второй половине XVII века: «Звонят же у них, раскачивая не колокол, а, дергая за привязанную к его языку веревку, в таком порядке: сначала шесть раз ударят в наименьший колокол, а по том попеременно с колоколом побольше шесть же раз, затем уже в оба попеременно с третьим, еще большим, столько же раз, в таком порядке дохо дят до самого большого, тут ударяют уже во все колокола и при том столько же раз. Затем вдруг перестают, а там в том же порядке начинают сызнова». И в первом и во втором случае описа ны варианты перезвона —одного из древних ви дов звона, сохранившегося до наших дней (Бон даренко, 1998. С.168). Церковный колокольный звон употребляет ся для того, чтобы, прежде всего, созывать веру ющих к богослужению, выражая торжество Цер кви, а тем, кто не явился на службу в храм по каким-то причинам, возвещал о времени совер шения особенно важных частей богослужений. Люди знают, какие сильные впечатления коло кольный церковный звон производит при особых обстоятельствах и душевном настрое человека, когда раздастся вдруг в ночной тиши, призывая к полуночному богослужению (Оловянишников, 2003. С. 367). По народным поверьям влиянию ночного церковного колокольного звона не мо гут противостоять даже нечистые, потому как с первым ударом колокола теряют силу, как впро- Колокола Кандалакши. Фото Н. Большаковой чем, и всякое волшебство, всякое гаданье. Про изводит звук колокола и отрезвляющее, спаса ющее действие на человека, который по каким- то причинам оказался на краю нравственной и физической гибели. Ф. И. Рычин в путеводите ле по московской святыне приводит следующее стихотворение о колоколе (Оловянишников, 2003. С. 370): Колокол русский, народный, Колокол Церкви святой! Чуден твой голос свободный, Люб отголосок мне твой. К Богу во храм призывает Стройная звуков волна, Москву кругом оглашает, Грешников будит она. Чуть над Москвой пронесется Первый торжественный звон — Всюду народом кладется Господу Богу поклон. С первым к обедне ударом Шапки снимают долой, Крестится всякий не даром, К небу стремяся душой. Чистые, чудные звуки Любо душою ловить, Ими тревожные муки В сердце больном хоронить... Звучание колоколов называли мелодичным, тонким, высоким, густым, тяжелым, грустным, печальным, унылым... А вот в стихотворении по этессы Е. Ростопчиной колокольный звон зву чит как «глас Божий», что совсем не противоре чило русской традиционной культуре. О Русь, благословенная моя! Познать тебя не хватит целой жизни: Твоих церквей златые купола И многовещий звон колоколов отчизны, Тот чудный гул, идущий от небес, Он гласом Божьим нисходил к народу, Призывом к дальней жизни без мирских страстей, И родником, где пьют живую воду... Знакомый звон, любимый звон — Руси наследие святое. Мое причастие к тебе да будет вечным, Как и все живое... 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz