Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА вздымали вселявшие страх неподвижные копья. Над полночью колокол тек, как река, уносившая корни, молитвы, невест и могилы, солдат и святых, урожаи, пожары, и улья, и крики младенцев. А с царской главы, с одинокой короны, отлитой в тумане в кровавых и огненных кузницах средневековыми мастеровыми, слетала пыльца изумрудно-кровавого звона; и как испаренье над стадом промокшим, дыханье и запах молящихся в церкви холопов окутали золотую корону под звон погребальный. Но в далях за сиплыми колоколами уже громыхают раскаты: пожар революции ало окрасил березовый саван, посеребренный росою, взрывается мак, лепестками багряными землю усыпав, и армия молний вторгается в спящие степи. Внемлите заре, распустившейся в небе, как роза, и общему гимну очнувшихся колоколов, возвестивших ноябрьское солнце. Подруга моя, я бродячий поэт, воспевающий радость земную, науку цветенья и хлеб на столе, необъезженный ветер и мед добросердый, в напеве своем я приветствую дом человека, жену человека, мечтаю о том, чтобы терпкая радость проникла в сердца всех живущих. Я все, что творится, вбираю, как колокол полый, и возвращаю планете горластыми благовестами колоколен весенних. Прости меня, если порою набат невеселый, который сорвался с души моей мрачной, колотит руками полночными в двери пшеничного полдня, — не бойся: есть время у колокола, есть веселый напев, ожидающий часа, когда голубей своих выпустит в небо и радость, как веер, раскроет над миром — всемирную громкую радость. Набаты былого, грядущего, гулы басовые в глуби людских сновидений, набаты пожара и бури, набаты баталий и злобы, набаты пшеницы и сельских собраний, набаты всех свадеб на свете и мира па свете, заплачем, набаты, запляшем, набаты, споемте, набаты, — восславим бессмертье любви, это солнце, луну, океаны и землю, — осанну споем человеку! С особой проникновенностью звучит в стихах Неруды «русская» тема. А колокола в ней — это прежде всего образы: то монастырские колокола «слепые плоды неба», как в стихотворении «Ночная коллекция», то тополя, как в стихотворении «Бал­ лада»: «Тополя по цвету и гулу казались колокола­ ми...». В стихотворении «Королева» колокола —чув­ ства Неруды к возлюбленной женщине: «Когда яв­ ляешься,/ звенят все реки в теле/ моем, колокола/ дрожат и бьются в небе/ и гимном полон мир». Колокола звонят гимном торжествующей люб­ ви, потому что большая часть поэзии Неруды —это и есть настоящий гимн любви —женщине, родине, друзьям... Неруда и колокола неразделимы, потому как они звучат в каждом третьем его стихотворении, или звон этот подразумевается в них. Так колокол соотносится с древесным домом в Темуко из книги «Все еще»: «...стал колыбелью и колоколом моего на­ пева, крепостью моего одиночества »*. А в «Книге вопросов» он спрашивает сам себя: «Где колоколраз- добыть, чтобы гудел в твоих снах?» Колокола —его стихи, а сам он литец и звонарь, как говорит об этом в стихотворении «Друг —мек­ сиканец»: «...как я, уединившись сам в себе,/ ста­ раюсь — мастер колокольных дел —/ озвучивать каменья иметаллы,/чтоб кто-нибудь услышал мой набат,/ мой голос, непохожий на другие...» Или в стихотворении «Возвращаясь»: «...из четверга пос­ ле дождичка,/ я вернулся/ с моими колоколами...». Или: «..Лететь, лететь, скорей, ежеминутно,/как мухи, как орлы, как дни недели,/ лететь и побеж­ дать глаза Сатурна/ и новые взвести колокола»2. Колоколом считает поэт и свою возлюбленную, колокола —его друзья-поэты, товарищи, к кото­ рым он по жизни относился очень трепетно и был предан дружбе до конца своей жизни: Товарищи, тогда-то я вас и увидел, мои глаза до сих пор светятся гордостью, потому что в то туманное утро я увидел, как вы появились на чистом лике Кастилии, неприклонные и молчаливые, словно колокола перед зарей... 1Неруда П. «Темуко, водяное сердце...» 2Неруда П. «Лететь, лететь сегодня, но куда же?» 305

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz