Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА НЕРУДЫ Чилиец Пабло Неруда - один из самых ярких поэтов XX века американского континента. Кон­ сул Чили в Бирме, на Цейлоне, в Сингапуре, Мад­ риде, Париже. Посол Франции. Неруда —лауреат Международной премии Мира (1950), Международной Ленинской премии (1953), Нобелевской премии (1971). Всю свою жизнь он посвятил борьбе за мир, жил в собствен­ ной стране на нелегальном положении, уезжал из Чили, совершал путешествия в СССР, Болгарию, Италию, Францию. Знакомился с испанским по­ этом Гарсия Лорка и советским —Константином Симоновым, что положило начало горячей друж­ бе поэтов. При этом много писал. Илья Эренбург писал, что до тридцати лет глав­ ной темой стихов Неруды была тема любви. От тридцати пяти до сорока пяти написал много по­ литических стихов. В пятьдесят три года признал­ ся советским читателям: «Я писал много стихов о любви, много о смерти и жизни, я посвятил боль­ шую часть своей поэзии упорной борьбе народов Америки... Я не считаю, однако, что поэзия должна быть полностью политической. Пяти чувствам Иллюстрация к книге Пабло Неруды «Молчанье не золото» Художник В.Андреенков поэта должны быть доступны все горизонты В своих последних стихах я хотел сказать о самых простых вещах, самых обычных, но и самых основ­ ных. Я написал стихи о дереве, воздухе, камне, ча­ сах, море, помидорах, сливе, луке...» (Эренбург, 1965. С. 639), добавим еще —о колоколе. В военную осень 1942-го он создает знамени­ тую «Песнь любви Сталинграду», в которой запе­ чатлевает огромное чувство любви к легендарно­ му городу. После того, как в 1949-м, будучи в из­ гнании, Неруда побывал в Советском Союзе на праздновании 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина, и затем еще несколько раз бывал здесь, у него вышла книга стихов «Элегия», в кото­ рой собраны стихи о Москве, московских друзьях. Поэт очень любил нашу страну, потому и посвящал ей свои стихи. Одно из них —«Колокола России», в которой он рассказывает об одном случае: Тогда-то и взмыл из безмолвия голос земли полуночной, за голосом голос, вернее — всемирное многоголосье: глубокий басовый удар, неумолчный металл непроглядного мрака, поток этот медленный — голос таинственных' неба. В округлые выси летел этот вызвон небесного камня и падал во мглу водопадом серебряной скорби, — вот так я в дороге и встретился с колоколами России, с глубинным ознобом их звона во тьме поднебесной. Набаты, набаты огромной вселенной, далекие гулы в глухом безмятежье зимы, что трепещет, как знамя, как белое рваное знамя, вонзенное в полюс. Набаты сражений, поющие хрипло о битвах, о крови, сожженных домах, поражениях горьких, а позже — о стягах победных, у венчанных светом. <...> Был колокол каждый как ветка, ронявшая гром и напевы, певучие всплески железа летели к сиянью луны белоснежной, меди омертвелую чащу, где спящие сном беспробудным деревья 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz