Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА Он напоминает грандиозную скульптуру. В верхней части —крюк в форме дракона, украшен рельефными фигурами небесных дев, склонивших­ ся в молитве. А на высоте чуть более метра —рез­ ное изображение цветка лотоса, который символи­ зирует, что ясный звук колокола распространяется по стране, как лотосы по поверхности воды. Ученые на этот счет имеют свое мнение - «...необычный звук возникает вследствие особого акустического эффекта, называемого „эффект макнори“ (он выражается в смешении перво­ начального и отраженного звуковых колебаний) Возникает впечатление, что звук на время преры­ вается, а потом вновь возникает. Эффект макно- ри встречается только в корейских колоколах. Профессор Ким Янг-хан из Корейского научно- технологического института полагает, что эф­ фект макнори объясняется одновременным воз­ никновением в колоколе двух звуковых: волн близкой частоты. Причем дольше звучат обертоны более низкой частоты. По мнению учета , звук поддер­ живается благодаря наличию специальной трубы Пагода Линьшон (Вьетнам) была построена в 1938 г. Гигантский колокол, как говорят, сделан из бронзы, смешанной с золотом. Большой вес колокола делает его слишком тяжелым для воров (рядом с крюком) и углубления в площадке под коло­ колом. Труба гасит высокочастотные звуки, про­ пуская их наружу, а углубление под колоколом восстанавливает равновесие. Эти технические де­ тали характерны именно для корейских колоколов» (Мин-а Ким, 1999. с. 9). Корейский поэт Ли Джехён (1287-1367) в сти­ хотворении «Снежной ночью в горах» говорит о том, что: «Сонный служка ленится ударить/ в ко­ локол ночной порой». За более чем тысячу лет жизни колокола на нем образовалось немало трещин. Одни ученые, чтобы предотвратить его дальнейшее растрескивание, настаивают на том, что колокол будет сохранен только в стеклянном контейнере. Другие утверж­ дают, что жизнь колокола продлится только в том случае, если он и впредь будет использоваться по своему прямому назначению. Во вьетнамской поэзии «Собрания Двадцати восьми светил словесности» Государя Ле Тхань Тонга в отрывке стихотворения «Первая стража» также упоминается колокол: Лишь опустится первая тьма и подымится Ковш на небосвод, Прозвучит барабан — и тогда город на ночь ворота запрет. Над коньками крыш проследим серебристый вечерний дым. Птица, сумерничая, в листву залетит, как в зеленый грот. Колотушки услышим стук, да и колокол грянет вдруг: Он молитвы час возвестит, и любой молиться начнет... А вьетнамский поэт Нгуен Чай (1380-1442) в стихотворении «Слушая дождь» пишет: «В чистых снах моих колокол, мера, гармония, счет». Из вышеизложенного видим, что на Востоке колокола были известны гораздо ранее, чем даже в Европе. Истории о них вошли в легенды, звуча­ ние —в стихи. О них писали не только простые поэты, но и государи. Кстати, и в тибетской «Кни­ ге мертвых» колокольному звону посвящено не­ мало страниц. Считается, что когда человек уми­ рает, обязательно должны звучать колокола, яко­ бы это облегчает его переход в мир иной, снимает страхи. 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz