Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА Он напоминает грандиозную скульптуру. В верхней части —крюк в форме дракона, украшен рельефными фигурами небесных дев, склонивших ся в молитве. А на высоте чуть более метра —рез ное изображение цветка лотоса, который символи зирует, что ясный звук колокола распространяется по стране, как лотосы по поверхности воды. Ученые на этот счет имеют свое мнение - «...необычный звук возникает вследствие особого акустического эффекта, называемого „эффект макнори“ (он выражается в смешении перво начального и отраженного звуковых колебаний) Возникает впечатление, что звук на время преры вается, а потом вновь возникает. Эффект макно- ри встречается только в корейских колоколах. Профессор Ким Янг-хан из Корейского научно- технологического института полагает, что эф фект макнори объясняется одновременным воз никновением в колоколе двух звуковых: волн близкой частоты. Причем дольше звучат обертоны более низкой частоты. По мнению учета , звук поддер живается благодаря наличию специальной трубы Пагода Линьшон (Вьетнам) была построена в 1938 г. Гигантский колокол, как говорят, сделан из бронзы, смешанной с золотом. Большой вес колокола делает его слишком тяжелым для воров (рядом с крюком) и углубления в площадке под коло колом. Труба гасит высокочастотные звуки, про пуская их наружу, а углубление под колоколом восстанавливает равновесие. Эти технические де тали характерны именно для корейских колоколов» (Мин-а Ким, 1999. с. 9). Корейский поэт Ли Джехён (1287-1367) в сти хотворении «Снежной ночью в горах» говорит о том, что: «Сонный служка ленится ударить/ в ко локол ночной порой». За более чем тысячу лет жизни колокола на нем образовалось немало трещин. Одни ученые, чтобы предотвратить его дальнейшее растрескивание, настаивают на том, что колокол будет сохранен только в стеклянном контейнере. Другие утверж дают, что жизнь колокола продлится только в том случае, если он и впредь будет использоваться по своему прямому назначению. Во вьетнамской поэзии «Собрания Двадцати восьми светил словесности» Государя Ле Тхань Тонга в отрывке стихотворения «Первая стража» также упоминается колокол: Лишь опустится первая тьма и подымится Ковш на небосвод, Прозвучит барабан — и тогда город на ночь ворота запрет. Над коньками крыш проследим серебристый вечерний дым. Птица, сумерничая, в листву залетит, как в зеленый грот. Колотушки услышим стук, да и колокол грянет вдруг: Он молитвы час возвестит, и любой молиться начнет... А вьетнамский поэт Нгуен Чай (1380-1442) в стихотворении «Слушая дождь» пишет: «В чистых снах моих колокол, мера, гармония, счет». Из вышеизложенного видим, что на Востоке колокола были известны гораздо ранее, чем даже в Европе. Истории о них вошли в легенды, звуча ние —в стихи. О них писали не только простые поэты, но и государи. Кстати, и в тибетской «Кни ге мертвых» колокольному звону посвящено не мало страниц. Считается, что когда человек уми рает, обязательно должны звучать колокола, яко бы это облегчает его переход в мир иной, снимает страхи. 303
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz