Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Колокол Эмиле 771 г., Корея «Услышать звук гигантского колокола неслож­ но. Дело в том, что в буддийских странах коло­ кольный звон не „приурочен" к религиозным цере­ мониям и праздникам. Буддисты-паломники про­ сто берут деревянную колотушку, лежащую тут же, и бьют по звонкому металлу. (При этом не ре­ комендуется находиться под колпаком, можно повредить барабанные перепонки). Никому не воз­ браняется ударить в колокол, в том числе и ту­ ристам. Кстати, царь-колокол настолько чув­ ствителен, что издает глубокие, мелодичные зву­ ки даже при просто постукивании по массивному корпусу пальцами, Каждый день его таинствен­ ный перезвон плывет над гладью Иравади...» (Мин-а Ким, 1999. С. 9). Ким Мин-а пишет, что для буддистов «звук колокола — это голос Будды, дающий мудрость просветления». Потому-то в жизни стран, где люди исповедуют буддизм, колокола занимают особое место. Например, есть в Корее знаменитый колокол, отлитый более 1200 лет назад с глубоким, спокой­ ным звуком с длинным мелодичным переливом. Он, по словам Ким Мин-а, оказывает необыкно­ венно сильное воздействие на тех, кто его слышит. Причем это один из самых крупных ныне суще­ ствующих в Корее колоколов, его называют «Бо­ жественный колокол», колокол короля Сондока или Эмиллэ (Emille или Emile). Он внесен в спи­ сок культурного наследия ЮНЕСКО под № 29, отлит в 771 году н. э. в эпоху королевства Силла (57 г. до н.э. —935 г. н. э.), и считается самой зага­ дочной достопримечательностью в Корее. «Леген­ да о колоколе Эмиллэ» гласит, что история его от­ ливки связана с человеческой трагедией. Король Силла Кендок задумал отлить большой колокол в память о своем отце, короле Сондоке, но завершать задуманное пришлось его сыну Хего- ну. Хегон издал указ о сборе меди на колокол, за который взялись буддийские монахи. Они ходили из дома в дом и в короткий срок собрали целую гору меди. Отлили колокол и водрузили на крышу монастыря Пондокса. Но колокол не звонил, сколь­ ко в него ни ударяли, издавая лишь слабый треск. Король опечалился: не дурной ли это знак? А настоятелю монастыря приснился удивительный сон. Явился к нему дух колокола и сказал, почему колокол не звонит. Якобы одна женщина, когда монах к ней пришел за медью, сказала: «Нечего мне вам дать, разве что этого младенца». Она держала на руках девочку. Женщина, конечно же, пошути­ ла, но что сказано, то сказано: ребенка надо было взять. А монах не взял: «Значит, вы обманули Буд­ ду, вот колокол и не звонит. Необходимо как мож­ но скорее разбить колокол, расплавить, бросить туда ребенка, а потом снова отлить. Лишь тогда он по-настоящему зазвонит-зарыдает». Монах рассказал свой сон королю, и тот, раз­ гневанный на нечестивую женщину, приказал от­ нять у нее ребенка... Колокол разбили, расплавили, бросили в рас­ плавленный металл девочку и отлили новый ко­ локол, такой же большой, как прежний. И зазве­ нел он протяжно, заплакал, застонал. И в каждом стоне слышалось «эми-ллэ», «эми-ллэ», что на язы­ ке эпохи Силла означало «мама» —укор матери, что сгубила жизнь своей дочери. С момента своего изготовления колокол Эмил­ лэ никогда не покидал пределов Кенджу и до сих пор находится в павильоне местного Националь­ ного музея. 302

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz