Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА Самый большой из действующих колоколов Бирмы (вес — 82 тонны) этот колокол получила название Муген Коне — Колокол из Мугсна1. Елизавета Сумлёнова рассказывает о колоко­ лах Бирмы: «Славен Мандалай также искусством литья колоколов. В Бирме колокола не сзывают к заутреням и обедням. Здесь не бывает публичных богослужений. В храм приходят в одиночку, когда чувствуют потребность побыть наедине с Буддой и своими мыслями. Низко над землей висят колоко­ ла. У них нет языков. Но рядом всегда лежит дере­ вянный брус. Каждый может поднять его и уда­ рить в колокол, чтобы привлечь внимание небес... Вход в храм открыт всем. Только одно условие — идти надо босиком. Так выражается почтение к божеству...» (Сумлёнова, 1999. С. 37). Вечерний колокол, бронзовый и торжественный, В дедушкиной часовне под холмом Звучит приглушенно. Возможно, это медленное биение сердца горы, Или определенный пуль сосны (дара птиц) вырастающей из пересечений узких побегов обезьяньего дерева. Все это, возможно, — колокол, гора, дерево... 1 Зеркало и колокол, www .bibliotekar.ru/heray/3.htm Как уже было замечено Елизаветой Сумлёно- вой, искусство отливки колоколов в Бирме стоит на большой высоте. И имеют колокола здесь на редкость полный и мелодичный звук, чему способ­ ствуют удары в них не изнутри языков, как приня­ то в России, а снаружи, особо подвешенным стер­ жнем, —писал в 1911 году русский путешествен­ ник А. М. Жирмунский. Знаменитый бирманский царь-колокол, сооруженный в 1790 году по прика­ зу короля Бодопайи, сына Аломиры, находится недалеко от Мандалая на берегу реки Иравади и весит 103 тонны. Архимандрит Августин уточняет, что колокол весит несколько меньше —90 тонн, отлит из брон­ зы и находится внутри большого каменного пави­ льона. Диаметр его около пяти метров, высота бо­ лее семи вместе с петлей подвески, он второй в мире после Царь-колокола московского. На бир­ манском царь-колоколе изображены два чинтэ — чудовища —хранители веры. Бирманский царь-колокол, как и московский, немало претерпел на своем веку. В 1839 году он рух­ нул во время землетрясения с опорной переклади­ ны, но не разбился, так как был подвешен всего в полуметре от земли. Бирманские колокола вообще высоко не подвешиваются, они устанавливаются на крепежной деревянной основе в виде буквы «П». 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz