Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА .ВОСТОКА И ЗАПАДА бронзового колокола. Читаем: «В ноль часов 1 ян варя 2001 года в пейзажном районе Шижэньшань провинции Хэнань прошла церемония, посвященная созданию нового гигантского бронзового колокола — „Колокола счастья“высотой в 8,1 метра, макси мальным диаметром в 5 метров и весом в 108 тонн. В церемонии приняли участие несколько тысяч человек. Этот колокол-гигант установил рекорды по весу и объему среди колоколов в мире. На нем выг равировано 56 орнаментов счастья, символизиру ющих монолитность 56 национальностей Китая, по краю —36 лепестков лотоса, символизирующих процветание и могущество, счастье и благоден ствие страны. На колоколе также выгравирована надпись из 666 китайских иероглифов, посвященная истории и культурным традициям Китая. Колокол отличается благозвучием и его звон может продлиться на три минуты, сообщает Синьхуа». Среди китайских сказок есть одна, которая так и названа —«Колокол». Начинается она с рассказа о том, что в Пекине на окраине города стоит громад ный колокол, отливающий необыкновенным метал лическим блеском. Никто уже не знает имени мас тера, отлившего этот колокол, но когда-то: «...звуки огромного колокола, прозрачные и нежные, как пере лив горного ручейка, становятся вдруг грозными и величественными». В книгах об этом не найти, а ста рые люди помнили и внукам передали. Однажды ки тайский император повелел найти мастера и отлить такой колокол, чтобы звук его слышен был далеко далеко и мог предупредить о приближении врага. И нашли мастера Чэнь, который отлил такой колокол, но он дал трещину. Отлил другой —тоже. А импе ратор грозит: если третий не отольет —голова с плеч. И была у мастера Чэнь дочь Сяо Лиин, которая уз нала секрет отлива колокола: необходимо было, что бы кто-то принес себя в жертву. И она решилась: «...не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лиин, исчезла в бурля щем металле. Святая кровь её смешалась срасплав ленным серебром, железом и золотом... Заплакал не счастный Чэнь. Ведь Сяо Лиин была единственной его дочерью, единственным утешением... Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом па земле. И на блестящей по верхности его не было ни единой трещины, ни од ной заусеницы». По старинному обычаю мастер первым ударил в колокол «...и сладкозвучный голос его наполнил все сердца радостью и покоем». И вот однажды Пекин разбудил громкий звук набата. «Это гудел колокол. Никто не ударял в него, но го лос колокола достигал границ Китая на севере и юге, западе и востоке. И сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отваж ными». Чужеземцы были разбиты. (Китайские и корейские сказки, 1955). Стихи китайского поэта Ван Вэйя не обозна чены никакой эпохой, но в них тоже звучат коло кола. Одно из них носит название «Написал, вер нувшись в деревню»: Слышу, у входа в долину Колокола зазвучали. Пора домой дровосекам, Пора домой рыбакам. В сумерках, на закате, Горы полны печали... Другое —«Прохожу мимо храма „Собравших ся благовоний1». Храм стоит вдали от людей, без троп «межстарых деревьев » и «среди горных скал»: Такой колокол в Древнем Китае использовался вместо будильника 297
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz