Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Далее находим упоминания колоколов в поэзии эпохи Сун (X -X III вв.) Поэт Су Ши (1037-1101) в стихотворении «Пишу в обители Двух Бамбуков, в келье наставника Чжаня» пишет: «Издали коло­ кол и барабан попеременно звучат...» И в его же стихотворении «Вечером возвращаюсь в Западный храм»: «Домой возвращаюсь,/ покинув соседний храм /Н а звон колокольный/в тумане бреду по го­ рам...» или в стихотворении «Слышу колокол»: «Неужель обречен слушать дальние колокола...». К эту же эпоху жил и поэт Синь Ци-цзи (1140-1207). Вот строки из его стихотворения «В храме в пол­ ночь раздается звон колокола»: ...Приснилось мне в кругу друзей веселье. Я —в вихре танца, как и прежде , юный... Старик монах поднял меня с постели, Задев случайно колокол чугунный... Звучат колокола и в китайской поэзии эпохи Мин (XIV-XVII вв.), например, в стихотворении Гао Ци (1336-1374) «К разным картинам»: Закатное солнце, цепи горных вершин. Реку на юге скрыла вечерняя мгла. Где-то вдали чуть слышные колокола. Отшельник-монах к храму бредет один. Звонит колокол. Художник А. Венедюхин В стихотворении Сюй Туна (1 561 -1599 ) «В Юйэре, в лодке расстаюсь с Лан-Гуном»: «...Не отзвенел еще крик петушиный —/ колокол гулко ударил...» и у поэта этой же эпохи Ван Цзо (ХУвек) в стихотворении «Дворцовые жалобы»: «...Колокол гулкий торопит луну за галерею уйти»1. В Пекине в храме Большого колокола (Дач- жунсы) есть большой колокол Юнлэ, отлитый более 500 лет тому назад. Высота его —6,75 м, вне­ шний диаметр —3,30 м, толщина стен — 18,5 см, вес - 46,5 т. На внутренней и внешней поверхнос­ тях колокола выбиты 17 буддийских сутр2 с общим количеством иероглифов в 227 тысяч. В храм Цзюешэнсы колокол был перевезен во время правления императора Цянлуна династии Цин. С тех пор храм и стал носить название Боль­ шого колокола (Дачжунсы). Звук, издаваемый ко­ локолом, длится 2 минуты, глубокий и сильный, он слышан в радиусе 45 километров. За 500-лет- нюю историю. Большой колокол ни разу не был поврежден. Китайские ученые считают, что это благодаря химическому составу материала, в ко­ торый входит не только медь, олово, свинец, желе­ зо и магний, но серебро и золото. Содержание зо­ лота составляет 18,6 кг, серебра —38 кг. Эксперты пришли к выводу, что если в состав изделий из меди входит золото, то таким образом можно пре­ дотвратить появление ржавчины. Китайцы считают свой большой колокол Юнлэ чудом в истории литейного дела всего мира. «В Китае создан 108-тонный бронзовый коло­ кол» —под таким названием в Интернете появи­ лось сообщение о создании в Китае 108-тонного 1Стихи поэтов Китая, Японии и Вьетнама приведены по сборнику «Светлый источник». Средневековая поэзия / / Москва, издательство «Правда», 1989; Шицзин. Избранные песни. Перевод с китайского. Государственное издательство Художественной литературы / / Москва, 1957; Китайская классическая поэзия (эпоха Тан) / / Государственное изда­ тельство Художественной литературы, Москва, 1956; Басе Бусон Исса. Летние травы. Японские трехстишия / / Толк, Москва, 1993; Поэзия эпохи Сун. Перевод с китайского / / Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1959; Ван Вэй. Стихотворения. Перевод с китай­ ского А. Гитовича / / Государственное издательство художе­ ственнойлитературы, Москва-Ленинград, 1956; Классичес­ кая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии / / БВЛ, Москва, издательство «Художественная литература», 1977. Перевод В. Марковой. 2С у т р а —в др.-инд. литературе —лаконичное и отрывоч­ ное высказывание. 296

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz