Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ЗВОН Родиной колокольных звонов считаются Ни­ дерланды. В России же впервые в официальных документах церкви сведения о колокольном зво­ не появляются в 1551 году. Доктор искусствове­ дения, профессор Саратовской государственной консерватории Александр Сергеевич Ярешко пи­ шет, что на Стоглавом Соборе о нем говорилось следующее: «Воззрите на свои паствы... и помыс­ лите о святых Божьих церквах и о честных ико­ нах, и о всяком церковном строении, чтобы по святым церквам звонили и пели по Божествен­ ному уставу и по священным правилам...» (Яреш­ ко, 1992. С. 43). Что же касается государственного значения, то вот как об этом говорит звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коно­ валов в интервью корреспонденту журнала «Русский дом» Андрею Самарцеву: «С 1453 года. Мы можем абсолютно точно назвать эту дату, с которой Русь отходит от католической тра- Новгородцы «по старине» созывают вече для обсуждения бегства князей Миниатюра Лицевого летописного свода Звон золотой, Серебряный звон. Марина Цветаева диции и создает свой звон. Сначала это созрело в умах, затем в кошельках, потом выразилось в камне и бронзе. В 1453 году турки берут Кон­ стантинополь. И первое деяние, которое они там совершают, — запрещают колокольный звон. Потому что колокольный звон беспокоит тем­ ных духов, витающих в воздухе, то есть изго­ няет чертей. В это же время на Руси воцаря­ ется Иван III, который строит колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. С этого момента Россия о себе заявляет, что она при­ нимает на себя миссию Византии и является Третьим Римом. И хотя на Руси были колокола и до этого, именно с 1453 года колокольный звон обрел государственное значение » ( Самарцев, 2005. С. 26 -27 ). Очень точно сказал о том, что русский коло­ кольный звон живет по «закону лесных полян» композитор, кандидат искусствоведения Сергей Геннадьевич Тосин. Звон в пространстве и вре­ мени обладает типичным для народного творче­ ства свойством —вариантностью . Он может «...изменяться от села к селу, из столетия в сто­ летие>. Потому как каждое поколение звонарей вносит в него свои коррективы, сообразуясь со временем, мироощущением и исполнительским талантом мастера (Тосин, 2002. С. 89). Анна Федоровна Бондаренко пишет, что «XVII век явился рубежом, когда Россия от рас ­ качивания колоколов в большинстве случаев пе­ решла на язычный способ звона. Тогда-то и рас­ цветает русское национальное искусство зво ­ нить в колокола. Возникновение нового способа звона стало определяющим в развитии русского колокольного звона как особого вида националь­ ного музыкального творчества. Важнейшую роль в этом процессе сыграло становление колоколь­ ного многоголосия, следствием чего стал уход от „чистой"сигнальности и приближение к художе­ ственности звонов. Это был наглядный пример перехода количества (один колокол — несколько) в качество (сигнальный звон —художественный), то есть отражение движения к более высокой степени звуковой организации, которую, преж­ де всего, следует связывать с составом русского 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz