Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛЬНЫЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ЗВОН Родиной колокольных звонов считаются Ни дерланды. В России же впервые в официальных документах церкви сведения о колокольном зво не появляются в 1551 году. Доктор искусствове дения, профессор Саратовской государственной консерватории Александр Сергеевич Ярешко пи шет, что на Стоглавом Соборе о нем говорилось следующее: «Воззрите на свои паствы... и помыс лите о святых Божьих церквах и о честных ико нах, и о всяком церковном строении, чтобы по святым церквам звонили и пели по Божествен ному уставу и по священным правилам...» (Яреш ко, 1992. С. 43). Что же касается государственного значения, то вот как об этом говорит звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коно валов в интервью корреспонденту журнала «Русский дом» Андрею Самарцеву: «С 1453 года. Мы можем абсолютно точно назвать эту дату, с которой Русь отходит от католической тра- Новгородцы «по старине» созывают вече для обсуждения бегства князей Миниатюра Лицевого летописного свода Звон золотой, Серебряный звон. Марина Цветаева диции и создает свой звон. Сначала это созрело в умах, затем в кошельках, потом выразилось в камне и бронзе. В 1453 году турки берут Кон стантинополь. И первое деяние, которое они там совершают, — запрещают колокольный звон. Потому что колокольный звон беспокоит тем ных духов, витающих в воздухе, то есть изго няет чертей. В это же время на Руси воцаря ется Иван III, который строит колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. С этого момента Россия о себе заявляет, что она при нимает на себя миссию Византии и является Третьим Римом. И хотя на Руси были колокола и до этого, именно с 1453 года колокольный звон обрел государственное значение » ( Самарцев, 2005. С. 26 -27 ). Очень точно сказал о том, что русский коло кольный звон живет по «закону лесных полян» композитор, кандидат искусствоведения Сергей Геннадьевич Тосин. Звон в пространстве и вре мени обладает типичным для народного творче ства свойством —вариантностью . Он может «...изменяться от села к селу, из столетия в сто летие>. Потому как каждое поколение звонарей вносит в него свои коррективы, сообразуясь со временем, мироощущением и исполнительским талантом мастера (Тосин, 2002. С. 89). Анна Федоровна Бондаренко пишет, что «XVII век явился рубежом, когда Россия от рас качивания колоколов в большинстве случаев пе решла на язычный способ звона. Тогда-то и рас цветает русское национальное искусство зво нить в колокола. Возникновение нового способа звона стало определяющим в развитии русского колокольного звона как особого вида националь ного музыкального творчества. Важнейшую роль в этом процессе сыграло становление колоколь ного многоголосия, следствием чего стал уход от „чистой"сигнальности и приближение к художе ственности звонов. Это был наглядный пример перехода количества (один колокол — несколько) в качество (сигнальный звон —художественный), то есть отражение движения к более высокой степени звуковой организации, которую, преж де всего, следует связывать с составом русского 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz