Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА ВОСТОКА И ЗАПАДА (в нашем понимании) заменяет связка маленьких бубенцов, подвешенная внутри. Такой колокол из­ давал резкий и пронзительный звук и использовал­ ся в храмовых службах (Колокола, 1990. С. 236-245). Пухначев сообщает, что из Китая «...колоколь­ чики могли со временем достичь Запада по „Вели­ кому шелковому пути“и по маршрутам „Великого переселения народов ", чтобы начать новую жизнь в европейских культурах, —так продолжают свою версию сторонники китайского происхождения ко­ локолов» (Пухначев, 1991. С. 7). И далее автор говорит о том, что возразить это­ му можно только тем, что технология бронзового литья существовала уже в 4-м тысячелетии до на­ шей эры на территории современного южного Ира­ на и Турции, в Месопотамии, Египте, сразу в не­ скольких культурных центрах. Форма китайских колоколов отчасти схожа с формой колоколов ин­ дийских и японских, только большей сжатостью снизу и полукруглыми или острыми городками, украшающими их края, почти цилиндрической формы. Различают колокола по видам —с языком Бронзовые ритуальные колокольчики, овал в перекрестном фрагменте; подвешивались и звучали последовательно; меньшие колокольчики производили более высокий звук. Бронзовые выступы на внешней стороне добавлялись для настройки звука. Этот колокол был отлит в 7 7 1 -4 8 0 гг. до н.э. или без него. Первые, чтобы извлечь звук, сотря­ сают, по вторым ударяют молотком или деревян­ ной колотушкой. Звук китайских колоколов глух и непродолжителен. Китайские колокола распространялись по всей Юго-Восточной Азии (Бирма, Индия, Корея, Япо­ ния). Со временем они достигали огромных раз­ меров. Известно, что в Пекине концу XIX века имелось семь колоколов по 3000 пудов каждый. Итак, небольшой экскурс в историю китайских колоколов и колокольчиков сделан, теперь обра­ тимся непосредственно к китайской поэзии —эпо­ хе Тан, V II-X векам. В стихотворении Хаожань Мэн (689-740) «Ночью возвращаюсь Луэмэнь» находим такие строки: «В горном храме колокол звонкий / померк уходящий день...». Прямое под­ тверждение тому, что колокольчики использова­ лись в храмах. В народных китайских песнях правления Тан есть «Песнь о скупце», в которой рассказывается о запустении внутреннего дворика и дома скупца: «...есть барабаны и колокол есть, / Никто только в них не колотит, не бьет...» В поэзии другого поэта этой же эпохи Ли Во (701-762) находим стихотворение «Слушаю, как монах Цзюнь из Шу играет на лютне»: «...Ипокры­ тые инеем/Колокола/Мне звучали/В тумане осен­ них ночей...» А теперь обратимся к произведениям поэта Ван Во (650-675) и его стихотворению «Дворец Тэнвана»: Дворец, где жил царевич Тэнван, Глядится в речную гладь. Давно никто не танцует в нем, И песен в нем не слыхать. Давно колокольчики не звенят На пышной сбруе коней, Умолк пластинок яшмовых звон На поясах гостей... Как видим, здесь указывается, что сбруи коней в Китае тоже украшались колокольчиками. У другого китайского поэта —Лю Чан-цин (709-740) в стихотворении «Провожаю почтенно­ го Лиин-Чэ» есть такие строки: « Стоит в глубо­ кой чаше обитель Чжулиньсы/ Доносится отту­ да глухой вечерний звон». 295

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz