Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА ВОСТОКА итье колоколов на Востоке имеет глу­ бокие корни. Отливали колокола в Ки­ тае и Японии еще до нашей эры, о чем свидетельствуют литературные памят­ ники этих стран. Самый же древний, со­ хранившийся до наших дней, колоколь­ чик восходит ко времени правления ассирийского царя Салманассару II (IX в. до н. э.). Существует и другая вер­ сия древности колокольчиков —китай­ ских, найденных при раскопах и дати­ руемых XXIII—XI веками до нашей эры. Размеры колокольчиков невелики — 4,5 и 5,7 сантиметра. Вот что пишет по этому поводу журналист, автор одной из первых книг о колоколах Юрий Васильевич Пухна- чев: «Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действи­ тельно, технология бронзового литья здесь была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XV II века до н. э.). От тех вре­ мен сохранился небольшой (4,5 см в вы­ соту) колокольчик из сплава, содержа­ щего 92 процента меди и 7 процентов олова. В эпоху Шан (XV I-X I века до н. э.) колокольчики получают широкое рас­ пространение. Примечательно, что уже тогда они объединяются в наборы — по три или по пять штук. В эпоху Чжоу (X I I - I I I века до н.э.) их применение становится чрезвычайно многообраз­ ным» (Пухначев, 1991. С. 7). Техноло­ гия изготовления колокольчиков в эту эпоху развивается настолько серьезно, что позволяет создавать колокола до 80 сантиметров, причем с заранее за­ даваемой высотой звучания. В эту эпо­ ху колокола становились главными му­ зыкальными инструментами в храмо­ вых и дворцовых церемониях. Появляются обшир­ ные наборы из хроматически (по системе люй-люй) настроенных колоколов. В 1978 году при раскоп­ ках в провинции Хубэй был найден такой на­ бор из 64 колоколов, датируемый V веком до н. э. «Развивается колокольная музыка, она сопровож­ дает всевозможныеритуалы и церемонии, звучит во время увеселений, но ее значение гораздо выше — слу­ шатели той эпохи воспринимают ее как выраже­ ние мировоззренческих идей, философских концеп­ ций. В ряду музыкальных инструментов колокол приобретает главенствующее значение —недаром он возглавляет их список в древнекитайском трак­ тате „Юэцзи“ („Записки о музыке")» (Пухначев, 1991. С. 7). Существовали колокольные наборы под назва­ нием бяньчжун, наподобие карийона1, или наборы колокольчиков (чжунов), подвешенных в раме —от 3-х до 64-х —и производивших звуки определен­ ного ладового звукоряда. Колокола в эпоху Чжоу укреплялись на нож­ ке, установленной на специальной подставке, и имели название нао. Корпус их украшался орна­ ментом из мелких спиралей, называемым узором грома. В 1959 году в провинции Хунань был най­ ден и большой колокол этого типа, весом 70 кг и высотой в 70 см. Китайские колокольчики подвешивались как амулеты на шею лошадям, чтобы отпугивать злых духов, их звон служил сигналом военным, а в хра­ мах сопровождал службы и жертвоприношения. Еще одним своеобразным видом являлся так называемый «обезьяний колокол» вэй-чун. М. В. Есипова пишет, что он был баллонообразной формы, высотой около 50 см и диаметром око­ ло 35-ти, с набалдашником. Подвешанный в раме, он напоминает висящую на ветке обезья­ ну. Вэй-чунь — языковый колокол, только его язык 1 К арийон —набор настроенных колоколов с кла­ вишным механизмом. 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz