Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ КОЛОКОЛА ВОСТОКА итье колоколов на Востоке имеет глу бокие корни. Отливали колокола в Ки тае и Японии еще до нашей эры, о чем свидетельствуют литературные памят ники этих стран. Самый же древний, со хранившийся до наших дней, колоколь чик восходит ко времени правления ассирийского царя Салманассару II (IX в. до н. э.). Существует и другая вер сия древности колокольчиков —китай ских, найденных при раскопах и дати руемых XXIII—XI веками до нашей эры. Размеры колокольчиков невелики — 4,5 и 5,7 сантиметра. Вот что пишет по этому поводу журналист, автор одной из первых книг о колоколах Юрий Васильевич Пухна- чев: «Ряд исследователей полагает, что родина колоколов — Китай. Действи тельно, технология бронзового литья здесь была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XV II века до н. э.). От тех вре мен сохранился небольшой (4,5 см в вы соту) колокольчик из сплава, содержа щего 92 процента меди и 7 процентов олова. В эпоху Шан (XV I-X I века до н. э.) колокольчики получают широкое рас пространение. Примечательно, что уже тогда они объединяются в наборы — по три или по пять штук. В эпоху Чжоу (X I I - I I I века до н.э.) их применение становится чрезвычайно многообраз ным» (Пухначев, 1991. С. 7). Техноло гия изготовления колокольчиков в эту эпоху развивается настолько серьезно, что позволяет создавать колокола до 80 сантиметров, причем с заранее за даваемой высотой звучания. В эту эпо ху колокола становились главными му зыкальными инструментами в храмо вых и дворцовых церемониях. Появляются обшир ные наборы из хроматически (по системе люй-люй) настроенных колоколов. В 1978 году при раскоп ках в провинции Хубэй был найден такой на бор из 64 колоколов, датируемый V веком до н. э. «Развивается колокольная музыка, она сопровож дает всевозможныеритуалы и церемонии, звучит во время увеселений, но ее значение гораздо выше — слу шатели той эпохи воспринимают ее как выраже ние мировоззренческих идей, философских концеп ций. В ряду музыкальных инструментов колокол приобретает главенствующее значение —недаром он возглавляет их список в древнекитайском трак тате „Юэцзи“ („Записки о музыке")» (Пухначев, 1991. С. 7). Существовали колокольные наборы под назва нием бяньчжун, наподобие карийона1, или наборы колокольчиков (чжунов), подвешенных в раме —от 3-х до 64-х —и производивших звуки определен ного ладового звукоряда. Колокола в эпоху Чжоу укреплялись на нож ке, установленной на специальной подставке, и имели название нао. Корпус их украшался орна ментом из мелких спиралей, называемым узором грома. В 1959 году в провинции Хунань был най ден и большой колокол этого типа, весом 70 кг и высотой в 70 см. Китайские колокольчики подвешивались как амулеты на шею лошадям, чтобы отпугивать злых духов, их звон служил сигналом военным, а в хра мах сопровождал службы и жертвоприношения. Еще одним своеобразным видом являлся так называемый «обезьяний колокол» вэй-чун. М. В. Есипова пишет, что он был баллонообразной формы, высотой около 50 см и диаметром око ло 35-ти, с набалдашником. Подвешанный в раме, он напоминает висящую на ветке обезья ну. Вэй-чунь — языковый колокол, только его язык 1 К арийон —набор настроенных колоколов с кла вишным механизмом. 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz