Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ жш наразлетающиеся по ветру дымы костров. Звон складывался в мелодию, не утрачивая при этом сво­ его главного очарования торжественности. Что я, жалкий профессионал, могу рассказать о музыке? Музыка — это музыка. И ваше это, и не мое, так сказать, дело —трепаться о невозможном. Однако я все же понял, отчего такую власть над нами имеют колокола. Сколькораз, понимаешь, когда я был маленький, мне казалось, что звенит раскаленный от солнца и жара воздух, я будто бы слышал голос колоколов. А сколько раз в юности, в состоянии подъема, мне слышалось, что на меня наступает их гулкая и отчетливая мелодия? Мир гудел, не находя слов, не находя себе выражения, он гудел торжествен­ ным, дальним гулом. Этот звук бежал на меня, от полоски заката, от стен в моей комнате. Стены — пели. Да, они пели! Гулом колоколов. Словно бы вы­ певалось что-то, что было во мне, ища себе выра­ жения, томясь. Звук чистоты чувств, высоты „парения души “— какой-то ее наивысшей точки. Звук зву­ ка. Он слагался в мелодию. А ведь была она очень простая, играли наивную „Колыбельную“. И вдруг — Сен-Санс. На колоколах!.. Стаккато здесь не было. Звуки как будто не отрывались, не замирали, как им было положе­ но, — от продолжали тянуться, петься. На пре­ дыдущий голос наслаивался другой. И вдруг, понимаешь, и вдруг —„Бухенвальдский набат". Его исполняли почти сразу же после Сен-Сан- са. Без настоящей паузы. Это бы казалось кощун­ ством, если бы через два-три такта ты не погру­ жался весь целиком в торжественную, сотрясав­ шую сердце мелодию. Все металось во мне и плака­ ло. Первый раз в жизни я по-настоящему услыхал „Бухенвальдский набат“. Потому что он был со­ здан, вот именно создан, создан для колоколов! Кто сделал эту удивительную аранжировку? Гачаусус? Пьяница органист? Все вместе длилось двадцать минут. Это ука­ зывала стрелка часов на башне. Концерт окончился. Я перевел дух » (Георгиев­ ская, 1983. С. 353-354). В 1975 году кандидат исторических наук Алек­ сандр Никонович Давыдов, звонарь Иван Василь­ евич Данилов и группа сотрудников Архангель­ ского музея деревянного зодчества «Малые Коре- лы» устроили звоны на старинных колокольнях. А еще, год спустя, звоны поставили преподаватель Архангельского музыкального училиша Валерий Владимирович Лоханский и экскурсоводы музея Марина Костяева, Елена Полозова, Ольга Кремен- ская. К профессиональным звонарям можно отне­ сти и Николая Григорьевича Королева, а из стар­ шего поколения назвать Илью Александровича Федорова и Федора Тихоновича Балмасова, Алек­ сандра Сергеевича Бутылина, Ф. М. Передернин из Прикамья. В последние годы в городах России проводятся колокольные фестивали. Об одном из таких фестивалей «Перезвон» рассказывается в православном журнале для сомневающихся «Фома», в котором приняли участие триста про­ фессиональных звонарей, в течение дня демонст­ рировавших свое мастерство. Адве звонницы были предоставлены в распоряжение всем желающим. Более двух тысяч человек попробовали себя в роли звонарей, и именно интерес к колокольному звону приводит многих людей и к православию (Грани ...праздника, 2007. С. 10). Каких только звонов не насочиняли знамени­ тые звонари-виртуозы, такие, как Аристарх Але­ ксандрович Израилев, Вячеслав Герасимович Хмельницкий и его ученик Сергей Флегонтович Урановский, другие. Воистину колокол —певучая душа России. И прежде чем закончить главу о звонарях, хо­ телось бы назвать еще несколько имен, участников фестивалей колокольного искусства в разных го­ родах нашей Родины: Дмитрий Петров из Санкт- Петербурга, Евгений Мякотин из Саратова, Роман Сенников из Вологды, Николай Ваничев из Сама­ ры, Андрей Федорычев, Алексей Фокин, Владимир Дегтярев, Елена Анкудинова и Наталия Каровская из Ярославля, Леонид Шурыгин и Лариса Слепы- нина из Костромы, Анна Бондаренко из Москвы, Сергей Мальцев из Ростова Великого, Андрей Ва­ сильев из Великого Новгорода, Валерий Гаранин и Ю. Юрьев из Суздаля, Александр Максимов из Вятки, Павел Антипов из Новосибирска, иерей отец Евгений (Слепухин) из Верхотурского мона­ стыря, другие.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz