Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ жш наразлетающиеся по ветру дымы костров. Звон складывался в мелодию, не утрачивая при этом сво его главного очарования торжественности. Что я, жалкий профессионал, могу рассказать о музыке? Музыка — это музыка. И ваше это, и не мое, так сказать, дело —трепаться о невозможном. Однако я все же понял, отчего такую власть над нами имеют колокола. Сколькораз, понимаешь, когда я был маленький, мне казалось, что звенит раскаленный от солнца и жара воздух, я будто бы слышал голос колоколов. А сколько раз в юности, в состоянии подъема, мне слышалось, что на меня наступает их гулкая и отчетливая мелодия? Мир гудел, не находя слов, не находя себе выражения, он гудел торжествен ным, дальним гулом. Этот звук бежал на меня, от полоски заката, от стен в моей комнате. Стены — пели. Да, они пели! Гулом колоколов. Словно бы вы певалось что-то, что было во мне, ища себе выра жения, томясь. Звук чистоты чувств, высоты „парения души “— какой-то ее наивысшей точки. Звук зву ка. Он слагался в мелодию. А ведь была она очень простая, играли наивную „Колыбельную“. И вдруг — Сен-Санс. На колоколах!.. Стаккато здесь не было. Звуки как будто не отрывались, не замирали, как им было положе но, — от продолжали тянуться, петься. На пре дыдущий голос наслаивался другой. И вдруг, понимаешь, и вдруг —„Бухенвальдский набат". Его исполняли почти сразу же после Сен-Сан- са. Без настоящей паузы. Это бы казалось кощун ством, если бы через два-три такта ты не погру жался весь целиком в торжественную, сотрясав шую сердце мелодию. Все металось во мне и плака ло. Первый раз в жизни я по-настоящему услыхал „Бухенвальдский набат“. Потому что он был со здан, вот именно создан, создан для колоколов! Кто сделал эту удивительную аранжировку? Гачаусус? Пьяница органист? Все вместе длилось двадцать минут. Это ука зывала стрелка часов на башне. Концерт окончился. Я перевел дух » (Георгиев ская, 1983. С. 353-354). В 1975 году кандидат исторических наук Алек сандр Никонович Давыдов, звонарь Иван Василь евич Данилов и группа сотрудников Архангель ского музея деревянного зодчества «Малые Коре- лы» устроили звоны на старинных колокольнях. А еще, год спустя, звоны поставили преподаватель Архангельского музыкального училиша Валерий Владимирович Лоханский и экскурсоводы музея Марина Костяева, Елена Полозова, Ольга Кремен- ская. К профессиональным звонарям можно отне сти и Николая Григорьевича Королева, а из стар шего поколения назвать Илью Александровича Федорова и Федора Тихоновича Балмасова, Алек сандра Сергеевича Бутылина, Ф. М. Передернин из Прикамья. В последние годы в городах России проводятся колокольные фестивали. Об одном из таких фестивалей «Перезвон» рассказывается в православном журнале для сомневающихся «Фома», в котором приняли участие триста про фессиональных звонарей, в течение дня демонст рировавших свое мастерство. Адве звонницы были предоставлены в распоряжение всем желающим. Более двух тысяч человек попробовали себя в роли звонарей, и именно интерес к колокольному звону приводит многих людей и к православию (Грани ...праздника, 2007. С. 10). Каких только звонов не насочиняли знамени тые звонари-виртуозы, такие, как Аристарх Але ксандрович Израилев, Вячеслав Герасимович Хмельницкий и его ученик Сергей Флегонтович Урановский, другие. Воистину колокол —певучая душа России. И прежде чем закончить главу о звонарях, хо телось бы назвать еще несколько имен, участников фестивалей колокольного искусства в разных го родах нашей Родины: Дмитрий Петров из Санкт- Петербурга, Евгений Мякотин из Саратова, Роман Сенников из Вологды, Николай Ваничев из Сама ры, Андрей Федорычев, Алексей Фокин, Владимир Дегтярев, Елена Анкудинова и Наталия Каровская из Ярославля, Леонид Шурыгин и Лариса Слепы- нина из Костромы, Анна Бондаренко из Москвы, Сергей Мальцев из Ростова Великого, Андрей Ва сильев из Великого Новгорода, Валерий Гаранин и Ю. Юрьев из Суздаля, Александр Максимов из Вятки, Павел Антипов из Новосибирска, иерей отец Евгений (Слепухин) из Верхотурского мона стыря, другие.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz