Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО традиционной культуры и обращаться к образцам классической музыки. Однако появилась в совре­ менном обществе и новая плеяда звонарей-«аван- гардистов», которые избрали путь эксперимента. Ярчайшим представителем этой категории звона­ рей в Петербурге является Александр Мартынов, а к «академистам» можно отнести Валерия Лохан- ского (Музыка колоколов, 1999. С. 59). Колокольный звон на Руси развивался исклю­ чительно в устной традиции —как народное ис­ кусство, как своеобразный музыкальный эпос. Потому нельзя обойти и не сказать ни слова о зво­ нарях, чья игра впоследствии была записана на граммофонные пластинки. Ростовчане и многочис­ ленные туристы стали слушателями необычайно­ го концерта колокольной музыки, произведенно­ го звонарнями: Александром Сергеевичем Буты- линым и его четырьмя помощниками —М. Ура- новским, Н. Королевым, В. Пушкиным, П. Шуми­ ловым. Вот тогда-то в полную силу и заговорили ростовские колокола. Многие звонари России знали старейшего зво­ наря Владимира Ивановича Машкова, который прожил достойные 94 года. Еще мальчиком он зво­ нил в Елоховском соборе и рос под колокольные звоны. С 1964-го был главным звонарем Новодеви­ чьего монастыря. Умер в 2001 году. Поэтесса М. Ми- рошана, присутствовавшая на панихиде по старей­ шему звонарю России, написала ему посвящение «Когда улетает душа звонаря...»: Когда улетает душа звонаря, торжественна речь языков колокольных — он был генералом в Бессмертных Войсках, по праву ему торжество этих звонов. Он стольких уже в этот путь проводил, и в горних мирах его встретят как брата; а мы на прощанье по нем отзвоним светло и торжественно; плакать не надо. Душе нелегко уходить от друзей, но ей раскрывает объятья все Небо; он в Небе и жил, хоть ходил по земле, он крылья имел, хоть и ангелом не был. Уходит душа, возвращается в Свет, парит в поднебесье беспечно и вольно; уходит, оставив сияющий след, — и ей салютуют со всех колоколен! Что смерть?.. Просто тело, уставши, уснуло... Торжественен звон, и не плачут друзья. Все храмы в почетном стоят карауле, когда улетает душа звонаря. Каунасские композиторы Викторас и Гедрюс Купрявичюсы, отец и сын, в 1958 году реставри­ ровали карильон на башне Каунасского историче­ ского музея и многие годы концертировали на нем. У Сусанны Георгиевской в книге «Колокола» описывается, как ее герой открывал для себя му­ зыку знаменитого Сен-Санса и реквием Моцарта, исполненную на колоколах. Герои Георгиевской на центральной улице вдруг начинают слышать колокольную мелодию. И поражаются: «Но какжеможет такое быть? Их мелодия ограниченна. Колокольный звон —это ко­ локольный звон!» А колокола пели все отчетливей, и они увидели траурную процессию и множество народу. Наконец, им попадается женщина, пони­ мающая по-русски, которая объясняет, что хоро­ нят художника, уроженца этого города. А на воп­ рос о колоколах, просто отвечает: «— Этоместные колокола. Играет композитор Гачаусус с сыном Гедвином. В четыре руки. —Какие четыре руки?.. Ведь это же колокола. — Да. Они изготовлены в Бельгии. Это голос нашего города. Голос радости, голос смерти. Разве вы не слышите, что играют „Реквием"Моцарта... Не узнаете?» (Георгиевская, 1983. С. 349-350). Герои спешат узнать о колоколах и мастерах игры на них как можно больше. «— ...К клавиату­ ре ведут полтораста крутых ступеней, —сказала женщина-экскурсовод, — ...колокола настроены хроматически, каждый соединен своеобразными приводами с клавиатурой... тридцать пять... их отлили в Бельгии... единственные в Союзе... три октавы... попробуйте-ка на колоколах исполнить пианиссимо!.. Органист-композитор... вместо кла­ виш несколько рядов колышков... колокола настро­ ены в единой тональности, отлиты из одного спла­ ва...» (Георгиевская, 1983. С. 351). И затем попадают на колокольный концерт, хотя герой сомневается, можно ли то, что он слы­ шит, назвать концертом? «...это нечто большее, чем концерт. Казалось, чторвется воздух, что сверху на голо­ вы слушателей опрокидывается гудете колоколов. Каждый их удар давал протяженный отклик, похо- 291

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz