Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЗВОНАРНОЕ ИСКУССТВО традиционной культуры и обращаться к образцам классической музыки. Однако появилась в совре менном обществе и новая плеяда звонарей-«аван- гардистов», которые избрали путь эксперимента. Ярчайшим представителем этой категории звона рей в Петербурге является Александр Мартынов, а к «академистам» можно отнести Валерия Лохан- ского (Музыка колоколов, 1999. С. 59). Колокольный звон на Руси развивался исклю чительно в устной традиции —как народное ис кусство, как своеобразный музыкальный эпос. Потому нельзя обойти и не сказать ни слова о зво нарях, чья игра впоследствии была записана на граммофонные пластинки. Ростовчане и многочис ленные туристы стали слушателями необычайно го концерта колокольной музыки, произведенно го звонарнями: Александром Сергеевичем Буты- линым и его четырьмя помощниками —М. Ура- новским, Н. Королевым, В. Пушкиным, П. Шуми ловым. Вот тогда-то в полную силу и заговорили ростовские колокола. Многие звонари России знали старейшего зво наря Владимира Ивановича Машкова, который прожил достойные 94 года. Еще мальчиком он зво нил в Елоховском соборе и рос под колокольные звоны. С 1964-го был главным звонарем Новодеви чьего монастыря. Умер в 2001 году. Поэтесса М. Ми- рошана, присутствовавшая на панихиде по старей шему звонарю России, написала ему посвящение «Когда улетает душа звонаря...»: Когда улетает душа звонаря, торжественна речь языков колокольных — он был генералом в Бессмертных Войсках, по праву ему торжество этих звонов. Он стольких уже в этот путь проводил, и в горних мирах его встретят как брата; а мы на прощанье по нем отзвоним светло и торжественно; плакать не надо. Душе нелегко уходить от друзей, но ей раскрывает объятья все Небо; он в Небе и жил, хоть ходил по земле, он крылья имел, хоть и ангелом не был. Уходит душа, возвращается в Свет, парит в поднебесье беспечно и вольно; уходит, оставив сияющий след, — и ей салютуют со всех колоколен! Что смерть?.. Просто тело, уставши, уснуло... Торжественен звон, и не плачут друзья. Все храмы в почетном стоят карауле, когда улетает душа звонаря. Каунасские композиторы Викторас и Гедрюс Купрявичюсы, отец и сын, в 1958 году реставри ровали карильон на башне Каунасского историче ского музея и многие годы концертировали на нем. У Сусанны Георгиевской в книге «Колокола» описывается, как ее герой открывал для себя му зыку знаменитого Сен-Санса и реквием Моцарта, исполненную на колоколах. Герои Георгиевской на центральной улице вдруг начинают слышать колокольную мелодию. И поражаются: «Но какжеможет такое быть? Их мелодия ограниченна. Колокольный звон —это ко локольный звон!» А колокола пели все отчетливей, и они увидели траурную процессию и множество народу. Наконец, им попадается женщина, пони мающая по-русски, которая объясняет, что хоро нят художника, уроженца этого города. А на воп рос о колоколах, просто отвечает: «— Этоместные колокола. Играет композитор Гачаусус с сыном Гедвином. В четыре руки. —Какие четыре руки?.. Ведь это же колокола. — Да. Они изготовлены в Бельгии. Это голос нашего города. Голос радости, голос смерти. Разве вы не слышите, что играют „Реквием"Моцарта... Не узнаете?» (Георгиевская, 1983. С. 349-350). Герои спешат узнать о колоколах и мастерах игры на них как можно больше. «— ...К клавиату ре ведут полтораста крутых ступеней, —сказала женщина-экскурсовод, — ...колокола настроены хроматически, каждый соединен своеобразными приводами с клавиатурой... тридцать пять... их отлили в Бельгии... единственные в Союзе... три октавы... попробуйте-ка на колоколах исполнить пианиссимо!.. Органист-композитор... вместо кла виш несколько рядов колышков... колокола настро ены в единой тональности, отлиты из одного спла ва...» (Георгиевская, 1983. С. 351). И затем попадают на колокольный концерт, хотя герой сомневается, можно ли то, что он слы шит, назвать концертом? «...это нечто большее, чем концерт. Казалось, чторвется воздух, что сверху на голо вы слушателей опрокидывается гудете колоколов. Каждый их удар давал протяженный отклик, похо- 291
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz